3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
Эффективность капитальных вложений определяется сопоставлени-ем эффекта и затрат. Общая величина народнохозяйственного эффекта oт совершенствования дороги включает:
– экономический эффект, получаемый на автомобильном транспорте от снижения себестоимости перевозок в результате улучшения дорожных условий, сокращения расстояния перевозки грузов и времени пребывания пассажиров в пути;
– косвенный экономический эффект от снятия короткопробежных грузов с железной дороги; от предприятий не автотранспортных отраслей, расположенные в районе тяготения; от развития в районе тяготения дороги новых или реконструируемых предприятий; от улучшения культурных и административных связей и увеличения отчислений в государственный бюджет.
При отсутствии достоверных исходных данных размер косвенных эффектов рекомендуется принимать ориентировочно в размере 30 % от экономического эффекта, получаемого на транспорте.
Снижение транспортных издержек происходит благодаря:
– снижению себестоимости перевозок;
– сокращению времени нахождения грузов и пассажиров в пути при увеличении скорости движения автомобилей.
Экономия от снижения транспортно-эксплуатационных расходов
Ежегодные транспортные расходы определяют на основе данных о перспективном объеме перевозок или интенсивности движения и себестоимости 1 ткм или 1 авт.-км перевозок.
Таблица 35 – Средние укрупненные показатели транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов
Категория дороги | Себестоимость, руб | |||
транспортная составляющая | дорожная составляющая | |||
1 т∙км, sт | авт.-км, sт | 1 т∙км, sд | авт.-км, sд | |
I | 4,2 | 8,0 | 0,1 | 0,18 |
II | 4,7 | 8,6 | 0,28 | 0,5 |
III | 5,4 | 9,5 | 0,6 | 1,0 |
IV | 6,4 | 11,0 | 1,86 | 3,0 |
V | 8,0 | 13,3 | 8,2 | 13,0 |
В таблице 35 приведены средние укрупненные показатели транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов, отнесенных к 1 км дороги.
При вычислении транспортно-эксплуатационных расходов в зависимости от интенсивности движения используют формулу:
, (105)
гдеN – среднегодовая суточная интенсивность движения, автомобилей в сутки;
L – протяженность дороги, км;
s = sT + sд, – себестоимость перевозок, руб./авт.-км;
sт и sд – соответственно транспортная и дорожная составляющие себестоимости перевозок, руб./авт.-км.
. (106)
Экономия от изменения стоимости времени, затрачиваемого транспортными средствами на участке дороги определяется по формуле:
, (106)
где – экономия затрат времени всего потока автомобилей i-го типа, ч;
n – число типов автомобилей, принятых к рассмотрению;
Sчi – стоимость авточаса для определенного типа автомобилей, руб.
, (107)
где – соответственно время, затрачиваемое автомобилями i-го типа на участке до и после внедрения мероприятия, ч.
Расчеты могут вестись в среднем по всему транспортному потоку.
Поэтому затраты времени на перегонах дорог можно определить исходя из средней скорости сообщения и длины участка L, км:
, (108)
гдеR – корреляционный коэффициент связи – 0,01;
V – средняя скорость сообщения на участке дорог (принимается 0,85 от расчетной для технической категории), км/ч.
Экономия от изменения затрат времени пребывания в пути пассажиров (социальный эффект) определяется на основе времени, теряемого транспортными средствами за год:
, (109)
где∆Ттр – снижение временных потерь на задержки всех видов транспорта за год, ед./ч;
Sп – средняя величина потерь, приходящаяся на 1 ч пребывания в пути пассажиров и пешеходов, рассчитывается на основе среднего заработка, руб;
dа и dл – доля соответственно автобусов и легковых автомобилей;
а и л – средние коэффициенты наполнения соответственно автобусов и легковых автомобилей, принять 70 % от общей пассажировместимости.
Экономический эффект за счет снижения потерь от ДТП
Потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшест-вий рассчитываются методом использования графиков коэффициентов аварийности.
Средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия (Сi) выбираются по величине потерь на момент выполнения проекта.
Подсчет потерь от происшествий основан на зависимости их количества (на 1 млн. авт.-км) от размера итогового коэффициента аварийности (рисунок 19). При этом рекомендуется подсчитывать потери для участков, где КИТ≥10. При значении КИТ<10 принимают 0,27 происшествий на 1 млн. авт.-км пробега.
Рисунок 19 – Зависимость числа дорожно-транспортных происшествий (на 1 млн. авт.-км) от итогового коэффициента аварийности
Экономическую эффективность реконструкции дороги за счет уменьшения потерь народного хозяйства от происшествий определяют по двум вариантам: при неизменных дорожных условиях (за исключением роста интенсивности движения) и с учетом изменения дорожных условий после реконструкции дороги. Разница потерь от происшествий за 20 лет покажет эффективность реконструкции за счет снижения количества происшествий.
При подсчете потерь необходимо учесть рост интенсивности движения и изменение в связи с этим частного коэффициента аварийности К1 и итогового коэффициента аварийности КИТ.
После реконструкции интенсивность движения возрастет и К1 измениться.
Вероятное число происшествий (zi) в зависимости от итогового коэффициента аварийности (КИТ), выбираем по рисунку 19 до и после реконструкции.
Зная ежегодный пробег для каждого участка:
, (110)
определяем вероятное количество происшествий в год до и после реконструкции:
. (111)
Далее с учетом средних потерь от одного происшествия (Сi), определяем суммарные потери:
. (112)
Экономический эффект за счет снижения потерь народного хозяйства от происшествий определяется как разность потерь до и после.
Определение общей экономической эффективности
При определении экономической эффективности капитальных вложений и обосновании вариантов различают общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность.
Общую экономическую эффективность капитальных вложений Е подсчитывают на стадиях планирования и проектирования и в качестве показателя принимают отношение экономии на годовых транспортно-эксплуатационных расходах к вызвавшим эту экономию капитальным вложениям, т. е. первоначальным затратам:
, (113)
гдеЭсущ и Эпр – годовые суммарные расходы до и после осуществления капитальных вложений;
К – капитальные затраты на строительство или реконструкцию дороги (в проекте принимаются студентом исходя из стоимости материалов и объемов работ по усовершенствованию участка дорог, примерно по ценам на момент выполнения).
. (114)
Сроки окупаемости общего объема капитальных вложений вычисляют по формуле:
. (115)
При определении экономической эффективности строительства (реконструкции) сети или отдельных дорог в процессе планирования нормативный коэффициент экономической эффективности принимается не менее ЕH = 0,12 или нормативный срок окупаемости не более Тн = 8 лет.
- 190702 (240200) Организация и безопасность движения
- 1. Цели и задачи курсового проекта
- 2. Формулировка задания и его объем
- 3. Основное содержание курсового проекта по разделам, последовательность и порядок их выполнения
- 3.1 Характеристика природных условий района расположения дороги
- 3.2 Назначение категории и расчетное обоснование основных технических нормативов
- 3.2.1 Установление технической категории дороги и назначение расчетной скорости движения автомобилей
- 3.2.2 Определение продольных уклонов
- 3.2.3 Определение нормативных радиусов для проектирования кривых в плане
- 3.2.4 Определение расстояний видимости
- 3.2.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых для сопряжения переломов продольного профиля
- 3.2.6 Определение пропускной способности и уровня загрузки дороги
- 3.2.7 Определение ширины проезжей части дороги и земляного полотна
- 3.2.8 Сравнение расчетных параметров с нормативными
- 3.4 Проектирование дополнительных устройств на кривых малого радиуса
- 3.4.1 Проектирование переходной кривой
- 3.4.2 Проектирование виража
- 3.4.3 Проектирование уширения проезжей части на кривых
- 3.5 Проектирование дороги в продольном профиле
- 3.6 Проектирование поперечного профиля дороги
- 3.7 Проектирование дорожных одежд
- 3.8 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
- 3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
- 3.8.2 Оценка пропускной способности дороги
- 3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
- 3.9 Содержание участка автомобильной дороги
- 3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
- 3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
- 4. Общие требования к курсовому проекту
- 5. Рекомендации по организации работ над проектом, примерный календарный план его выполнения
- 6. Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания по курсовому проекту