21.Организация складского хозяйства
Складское хозяйство — это комплекс складов и обслуживающий персонал АТП, осуществляющие приемку материальных ресурсов, их размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск.
Производственные запасы материалов и запасных частей хранят в специально оборудованных складах, и от того, насколько правильно осуществляется работа, зависит бесперебойность обеспечения процесса производства всеми необходимыми материальными средствами. Правильное хранение позволяет эффективно выявлять сверхнормативные запасы и избегать потерь.
На крупном и среднем АТП должны функционировать основной материальный склад, предназначенный для хранения запасных частей и материалов; специализированный склад для приема, хранения и выдачи топливо-смазочных материалов; склад утиля. Основной склад должен иметь секции для шин, лакокрасочных материалов и химикатов.
Основные задачи работников складов:
рациональная организация хранения материальных ценностей, исключающая или уменьшающая естественную убыль и снижение качества;
подготовка запасных частей и материалов для нужд производства;
своевременное выявление излишних материальных ценностей и принятие мер к их реализации;
своевременное информирование диспетчерского пункта комплекса подготовки производства о снижении уровня запасов или отсутствии запасных частей;
содействие правильному расходу материалов согласно утвержденным нормам;
организация учета материальных ценностей;
внедрение средств механизации при переработке грузов и осуществление учета.
Склады должны обеспечивать сохранность материальных ценностей (не допускать старения и окисления материалов и т.п.), пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников. Поэтому в соответствии с физическими, химическими и другими качествами хранимых материальных ценностей выбирается конструкция хранилища, устанавливаются наиболее рациональные параметры хранения (температура на складе, влажность воздуха, освещенность, воздухообмен и т.д.).
Топливо и смазочные материалы должны храниться, например, в стандартных резервуарах различной емкости, которые закапывают в землю или располагают в подвалах и на открытых площадках. При хранении большое внимание должно уделяться соблюдению правил противопожарной безопасности, недопущению потерь и ухудшения качества материалов.
На небольших АТП горючее может храниться в таре, т.е. в бочках емкостью от 125 до 500 л. Тарные бензохранилища организуют в огнестойких зданиях, погребах или на открытой площадке.
Склад масла обычно располагается в подвальных помещениях под постами ТО автомобилей. На складе смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость, антифриз.
Автомобильные шины хранятся в сухих помещениях с температурой от -10 до +25°С и с относительной влажностью 50—60%. Шины не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей. Для хранения покрышек используют деревянные или металлические двухъярусные стеллажи.
Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах на многоярусных стеллажах закрытого и открытого типа и в шкафах. Детали на стеллажах хранят по агрегатной системе, т.е. все детали к одному агрегату располагают в одном месте. Для упрощения поиска нужной детали ей присваивают порядковый номер, который указывают на ярлыке. Последний обычно приклеивают к ячейке стеллажа.
Для облегчения учета и поиска нужной детали всю хранимую номенклатуру рекомендуется кодировать с помощью многоразрядного логического кода . Для этого все агрегаты, узлы и детали для технического обслуживания и ремонта делят на группы и подгруппы. Номер группы определяет агрегат, номер подгруппы — узел, порядковый номер подгруппы — деталь.
Материалы общего назначения обычно разбивают на 10 групп: металлы; инструменты и приспособления; электротехнические устройства и материалы; хозяйственные товары; химикаты; ремонтно-строительные материалы; вспомогательные материалы; спецодежда; станки; прочие материалы. Каждая из групп также делится на 10 подгрупп по признаку однородности материалов и получает свой второй номенклатурный номер. Каждую подгруппу, в свою очередь, подразделяют на 10 частей, из которых каждая получает свой номенклатурный номер, и т.д. Таким образом, каждый материал, хранящийся на складе, имеет определенный трех- или четырехзначный номер, который полностью его характеризует.
Оперативная работа складов заключаются в приеме, отпуске материалов, а также учете их движения.
Учет материальных ценностей, поступающих на склад, а также выданных производству и возвращенных обратно, осуществляется с использованием типовой первичной документации, утвержденной Министерством финансов РФ: приходного ордера (формы М-3 и М-4), акта о приемке материалов (формы М-10 и М-11), накладной на внутреннее перемещение материалов (формы М-12 и М-13), накладной на отпуск материалов «на сторону» (формы М-14 и М-15), карточки складского учета (форма М-17), ведомости учета остатков материалов на складе (форма М-20), справки об отклонениях фактического остатка от установленных норм запаса (форма М-34).
При поступлении на склад новых запасных частей и материалов оформляется приходный ордер. Поступление материалов от подразделений АТП (сдача запасных частей собственного изготовления, возвращение неиспользованных материалов, сдача на склад отходов и т.п.) оформляется накладной в двух экземплярах. Таким же образом оформляется перемещение материалов со склада на склад.
Запасные части и материалы отпускают производству на основании требования, подписанного руководителем инженерно-технической службы (ИТС). Для оперативного контроля за использованием установленного лимита вносится соответствующая запись в карту учета использования лимита. На средних и крупных АТП широко используется отпуск материалов производству по лимитно-заборным картам (формы М-8 и М-9), оформляемым сроком на два месяца; один ее экземпляр находится на складе, другой — у потребителя. Отпуск материалов «на сторону» оформляется специальной накладной, которая выписывается в трех экземплярах.
Общий учет материальных ценностей на АТП обычно ведется по сальдовому методу: на складах осуществляется количественный учет, а в бухгалтерии — стоимостный. Данные первичных документов по приходу и расходу на складе заносятся в карточки складского учета, в которых указывается остаток запасных частей, материалов и быстроизнашивающихся изделий в натуральном выражении. В бухгалтерии на основе этих же документов составляются оборотные ведомости. В конце каждого месяца остатки с карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.
При поступлении материальных ценностей их оценка и учет производятся по фактической себестоимости приобретения (стоимость, уплаченная поставщику, плюс транспортно-заготовительные расходы). При отпуске ценностей производству в документацию вносится та же оценка.
Существенное значение для бесперебойного обеспечения ресурсами транспортного процесса и выполнения ТО и TP имеет правильная система организации складского хозяйства и пополнения запасов.
Различают системы с фиксированным размером заказа и постоянным интервалом времени между заказами.
В системе с фиксированным размером заказа последний пополняется в момент достижения порогового размера текущего запаса. Данная система не ориентирована на возможность изменения объема поставок, в ней не предусматриваются меры по оперативному поддержанию запасов в бездефицитном состоянии. Постоянный размер поставок (заказов) позволяет рационально использовать складские площади, сокращать издержки на хранение запасов, оформление заказа, использование транспортных средств при поставках и т.д
В системе с постоянным интервалом времени между заказами оптимальный размер заказа непосредственно не фигурирует, и исходя из этой величины рассчитывают эффективный интервал времени между соседними заказами. Фиксированный промежуток времени между заказами является исходным параметром. Число заказов можно определить как отношение необходимого количества материала к оптимальному размеру заказов в установленный период.
- Лекция по дисциплине организационно-производственные структуры транспорта
- 1.Транспортная система страны
- 2.Особенности развития автомобильного транспорта в стране
- 3.Общая характеристика предприятия
- 4.Классификация автотранспортных предприятий
- 5.Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте
- 6.Организационно – правовые формы предприятий и объединений атомобильного транспорта
- 7.Организация управления автотранспортным предприятием
- 8.Организационная структура управления атп
- 9.Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 10.Организация перевозок грузов
- 11.Классификация пассажирских перевозок
- 12.Организация перевозок пассажиров
- 13.Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
- 14.Виды то и ремонта автомобильного транспорта
- 15.Методы применяемые при проведенииТо и ремонта автомобильного транспорта
- 16.Нормативный пробег подвижного состава до то
- 17.Производственная инфраструктура автотранспортного предприятия
- 18.Определение потребности в материальных ресурсах атп
- 19.Классификация факторов, определяющих потребность в запасных частях и материалах
- 20.Формы материально – технического обеспечения атп
- 21.Организация складского хозяйства
- 22.Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях