18.Определение потребности в материальных ресурсах атп
Объектами материально-технического снабжения комплексного АТП являются подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, автомобильные шины запасные части, материалы для ремонта автомобилей, хозяйственное и технологическое топливо, электроэнергия и т.д. Задачами службы материально-технического снабжения являются определение потребности в материальных и технических ресурсах, изыскание возможностей удовлетворения этой потребности, организация получения, хранение и выдача материалов, топлива, оборудования, автомобилей и других средств, а также контроль за использованием этих ресурсов.
Правильная организация материально-технического снабжения, комплексное и своевременное обеспечение производства материальными ресурсами служат важнейшей предпосылкой для выполнения перевозок, способствуют повышению рентабельности предприятия, снижению расхода материалов, топлива, шин и других материальных фондов, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств.
Потребность в материально-технических ресурсах, необходимых для эксплуатации, а также ТО и ремонта автомобилей, на АТП определяется исходя из установленных норм расхода ресурсов.
Потребность в топливе для автомобилей определяют по каждой их марке на основании линейных норм расхода, которые должны учитывать дорожные, климатические условия и специфику перевозок (работа в городе, за городом). Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.
Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта и связи РФ и периодически (один раз в два-три года) пересматриваются.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
- норма на 100 т-км транспортной работы;
- норма на ездку с грузом.
Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля. Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля устанавливаются в следующих измерениях:
для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
для автомобилей, работающих на сжиженном газе,— в литрах;
для автомобилей, работающих на сжатом природном газе,— в кубических метрах (при нормальных условиях);
для газодизельных автомобилей: сжатого газа — в кубических метрах, дизельного топлива — в литрах.
Расход топлива при эксплуатации автомобиля зависит от большого числа факторов, главным из которых является его пробег. По этой причине нормативный расход топлива устанавливается на пробег. В то же время на расход топлива влияют техническое состояние автомобиля, категория условий эксплуатации, организация использования, квалификация водителей и др.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм.
Нормы расхода топлива устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газу и служат для нормирования расхода этих ресурсов на АТП, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.
При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы расхода топлива увеличиваются: в южных районах страны — на 5%, в северных районах — на 15%, в районах Крайнего Севера — на 20%, в остальных районах страны — на 10%. Увеличение базовых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, ряде других случаев. При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются.
Потребность в смазочных материалах расчитывается на основе норм, которые устанавливаются для каждой марки и модели автомобилей в литрах на 100 литров расхода топлива, а нормы расхода пластичных смазок – в килограммах на 100 литров расхода топлива. Значения установленных норм расхода масел и смазок уменьшается на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трёх лет, и увеличиваются до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет.
Основанием для расчёта потребности в шинах являются рекомендации по нормам эксплуатации ресурса шин, разработанные Центром проектирования и внедрения организации труда на автомобильном транспорте (Центроргтрудавтотранс) Министерства транспорта РФ в 1999г. Нормы эксплуатации пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации автомобилей и должны соответствовать определённым условиям работы автомобильного транспорта.
При расчёте потребности в материалах и запасных частях, необходимых для проведения ТО и ТР подвижного состава, пользуются нормами их расхода, разработанными Центроргтрудавтотрансом согласно отраслевой методике, утверждённой Министерством транспорта РФ. Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000км пробега по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1,ТО-2, ТР).
Нормирование расхода электрической энергии, тепла и воды заключается в установлении плановой меры их потребления. Сравнение фактических затрат с нормативными показателями позволяет оценить эффективность использования этих ресурсов на АТП.
- Лекция по дисциплине организационно-производственные структуры транспорта
- 1.Транспортная система страны
- 2.Особенности развития автомобильного транспорта в стране
- 3.Общая характеристика предприятия
- 4.Классификация автотранспортных предприятий
- 5.Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте
- 6.Организационно – правовые формы предприятий и объединений атомобильного транспорта
- 7.Организация управления автотранспортным предприятием
- 8.Организационная структура управления атп
- 9.Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 10.Организация перевозок грузов
- 11.Классификация пассажирских перевозок
- 12.Организация перевозок пассажиров
- 13.Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
- 14.Виды то и ремонта автомобильного транспорта
- 15.Методы применяемые при проведенииТо и ремонта автомобильного транспорта
- 16.Нормативный пробег подвижного состава до то
- 17.Производственная инфраструктура автотранспортного предприятия
- 18.Определение потребности в материальных ресурсах атп
- 19.Классификация факторов, определяющих потребность в запасных частях и материалах
- 20.Формы материально – технического обеспечения атп
- 21.Организация складского хозяйства
- 22.Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях