logo
ПП Центральной части Енисейска02 / Том I_АПР_ПП Енисейск

3.2. Краткие исторические сведения Культурное наследие Енисейска – города корабелов

Е.В. Гевель

Сибирский Федеральный университет,

Общественный совет КрО ВООПИиК

г. Красноярск

«И в шорохе часов неторопливом … украдкой время к вечности течёт…»

В. Шекспир

Время – подвижный образ вечности, и в Енисейске можно ощутить эту беспредельность во времени прошедших эпох и русские просторы как поиск новых форм бытия. Здесь зримы такие достойные понятия как Держава, что собирает народ в единстве, и свобода как решимость на самостоятельное развитие. И приходит понимание, что енисейцы прежних веков жили в гармонии с природой, и становится близка «загадка русского характера»… И - осознание ценности городской среды исторической части Енисейска как тканевой канвы, в которой запечатлена многовековая народная память, целая совокупность событий – порядок течения жизни в её непрерывных изменениях.

В настоящем времени значима экология культурных, исторических традиций человеческой природы – антропоэкология, как пространство духовного мира. Ныне, согласно конвенции Юнеско, музеи работают над сохранением не только материального, но и духовного наследия древних традиций.

Целый город являет собой единый памятник истории и культуры первопроходцев и промысловиков – «город мастеров», и только сохраняя традиции формирования исторической среды городских ландшафтов, возможно дальнейшее продвижение в проектировании генерального плана города. Бессмертие представляется здесь как духовная позиция, и патриархальный Енисейск, в котором хранится энергия мудрости, как духовный центр окормляет Восточную Сибирь.

Вид окружного города Енисейска середины XVIII в. (фонды ЕГКМ)

Енисейск как географический центр России на протяжении трёх веков был узловым центром Сибири с таможней при Воеводском дворе, т. к. от этого города шёл водный путь к бассейну р. Лены – «Ленскому Волоку» - известному в истории сибирского судоходства, и управление Восточной Сибирью [11], с Успенскими ярмарками и ремесленными слободами, с кузнями и судоверфями, где формировались экспедиции на восток и север для освоения Арктики. «Енисейский острог, построен на ровном месте, и окружающая его страна приятна и плодородна… иногда некоторые в городе улицы чрезвычайно разлитием Енисея потопляемы…» [22]. Для сравнения можно вспомнить Красноярск периода XVII - XVIII веков – пограничный форпост России, который «медленно прирастал…» [22]. Ныне, при изменившемся положении путей сообщения, Красноярск, расположенный более удобно, является мощным перекрестьем связей и крупным региональным центром, а ранее «столицей» Приенисейской Сибири был Енисейск, входил в десятку лучших городов России.

Проект зон охраны памятников истории и культуры Енисейска.

Основной чертеж. ТГИ «Красноярскгражданпроект». 2004 – 2005 гг.

В ходе научных исследований историко-градостроительного и ландшафтного анализа исторической части Енисейска, самобытности планировочной структуры исторического города и перспектив его активной жизни в будущем как центра районной системы расселения и туристического обслуживания приходит понимание необходимости сохранения морфологического разнообразия живой ткани исторического города, которая лежит в основе образного богатства среды.

«Историческая канва» старого города даёт смысловую и композиционную наполненность «средовому проектированию» в центре города, связанному с его неповторимой историей, помогает воссозданию утраченных визуальных связей исторических ориентиров.

«Любые реформы – это забота лишь о форме в ущерб сути естества» и все изменения планировочной структуры города за три века указывают на это. Множество регулярных планов было «прожектировано» для Енисейска, и только изначальное следование рельефной основе было истинным – по сути. Зрительные связи храмовых ориентиров в пространственной композиции сообщали панораме города ощущение глубины пространства и присущее первейшей традиции русских городчиков - построение ансамблей в перспективном раскрытии на природное окружение.

О первоначальном планировочном очертании Енисейска, как и других сибирских городов из «Чертежной книги» С. У. Ремезова 1701 г., трудно говорить с достоверностью. Планы были выполнены в определённой условной манере, в эстетике XVII века, с использованием обратной перспективы.

«Чертёж земли Енисейского города» - С.У. Ремезов и сыновья [20].

Карта влияния Енисейского острога XVII в.

Семён Ульянович уделил Енисейску особое место в своих трудах, показав на большом плане доступы к узловому граду разными способами во все сезоны - на лодьях, лыжах и санях, да и «пешим ходом» - создал своеобразный «казачий путеводитель».

«Русские казаки как перелётные птицы вернулись

в Сибирь XVII века на свои родные приделы…»

В.М. Флоринский

Енисейск - один из старейших сибирских городов. С его прошлым нераздельно связана история присоединения Восточной Сибири к России, значение освоения Севера и пограничных рубежей Дальнего Востока – то, чем действительно велика наша страна и Сибирь.

И, по меткому выражению В. Г. Распутина, «Чертёж Сибири», исполненный С.У. Ремезовым с сыновьями - от Уральского «Камня» … «как бы «простяжён» был боевыми острожками русских казаков, и «подшит» к России…»

Город был заложен в 1618 г. отрядом казаков как военная крепость на левом берегу Енисея в 12-ти верстах от его притока Кеми. Древний водный «лодейный» путь пролегал из Устюга, на Печору, Обь, Таз и до Енисея и второй путь – с Урала на Обь, затем по Кети до Маковского острога и волоком до Енисейска, а затем – по Ангаре на восток [11]. В Енисейске готовились большие экспедиции, на нужды казны строилось большое количество речных судов – обычно до 20 в год, а в 1653 г. было построено 202 дощаника - лодьи «для даурской службы». С 1670-х годов с енисейских крестьян брали в казну «на судовое дело» холст, пеньку, смолу. «Судовой лес заготовляли и возили на судоверфи заранее…» [14]. (А в округе Енисейска было 500 деревень!)

Формирование Енисейска в XVII – XVIII вв. как крупного торгово-ремесленного центра привело к изменению состава городского населения. Например, в 1720 г. насчитывалось 117 мастеровых людей более чем по 20-ти специальностям, а в 1763 г. из 3 тысяч посадских жителей – 400 ремесленников по 30-ти специальностям и 166 купцов [13].

С 1677 г. Енисейск стал разрядным – областным городом Енисейской провинции России, в составе которой были города Кузнецк, Нарым, Томск, Кетск, Ачинск, Туруханск и Красноярск, и в его ведении находилась почти вся Восточная Сибирь с шестью уездами.

В середине XVIII в. г. Енисейск с населением до 5 тыс. человек, имея 500 деревень в округе, считался одним из крупнейших городов не только Сибири, но и России [3].

Енисейск этого периода оставался единственным на востоке крупным центром по изготовлению продукции из железа. Так, в 1765 г. насчитывалось в нём 42 кузницы с горнами, размещавшимися вдоль реки Толчеи (ныне – Мельничной) и в Барабинской слободе – за Ручейной улицей (ул. Фефелова) и, по заверению Палласа (1770 - 1773 гг.), «… по учинённым опытам енисейское железо нашлося лучшее…» [14].

Ещё до основания Енисейского острога местность именовалась «Кузнешной ясашной» волостью с рудными горками, где кеты и тунгусы выплавляли железо в кустарных печах. С 1628 г. начинается производство железа в енисейском посаде из ближайшей к городу руды с высоким качеством – железо славилось на всю Сибирь.

В 1667 г. в Енисейском остроге и уезде проживало уже более тысячи «промышленных людей» [1].

Большое развитие получило судостроение производившее: барки, кочи и боты «для продажи промышленным людям». Слава кузнецов и литейщиков, оружейников и бронников, строительных дел мастеров, изготовлявших «связное железо» и кровельное, распространилась по всей Сибири [2].

Находясь на пересечении водных путей, город был посредником между центральными областями страны, Восточной Сибирью и Китаем. На протяжении XVIII – XIX веков Енисейск был столицей корабелов, литейщиков, имея более двадцати фабрик и заводов по выработке железных изделий, мастеровых зодчих иремесленников, город являлся главными воротами в Восточную Сибирь, вторым в Сибири после Тобольска центром ремёсел и ярмарок. Одна сторона большой ярмарочной площади с торговыми рядами и каменным двухуровневым гостиным двором (с внутренними деревянными галереями) выходила к реке.

Вид гостиного двора и пристаней с колокольни Воскресенской церкви (фонд откр. ККМ)

В начале XIX века ярмарочная торговля занимала достаточно большое место, а Енисейская Успенская ярмарка взрастила многие поколения купцов, составивших славу Енисейска. Купцы имели по 4 – 6 барок, обменивая хлебные запасы на рыбу и пушнину Севера, доставляя припасы на прииски [13].

Исторические особенности формирования плана города

Дорегулярный план г. Енисейска (до пожара 1778 г.) - со свободными участками застройки от центра у реки, веером расходившимися на юг до Спасского монастыря, был гораздо интереснее и правомернее нового условно проектированного плана конца XVIII века, так как в первом случае застройка располагалась соответственно холмам рельефа, служившим водоразделами – по естественным особенностям места обитания. Набережная бровка была надёжно укреплена «обрубом» - двойными срубными конструкциями. От уреза реки, пристаней - шли береговые «взводы» - свозы, которые были мощены брёвнами. Комплексы монастырей, расположенные по линиям водоразделов, создавали свои центры с вертикалями звонниц, притягивавшими взоры к площадям на пешеходных путях.

Регулярная перепланировка города после пожара 1778 года перекрыла эти старинные лучевые улицы от городского центра, в результате чего потерялись исторические зрительные связи, а главное – путевые старинные связи «толковищ» и «прозрачных» - усадебных жилых образований с центром города в прибрежной зоне на высокой бровке.

Градостроительный анализ развития планировочной структуры города

Первый план начала XVIII в. совпадал с природной основой Енисейска. Он чётко выявлял структуру расположения холмов и линии водоразделов исторической части города. Надо отметить особенное уважение на протяжении двух веков к центру промыслов обширной сибирской территории и мастеровому граду в Тобольске и столицах, поскольку Енисейску более всех исторических городов Сибири было «прожектировано» генеральных планов.

Новый план после пожара 1778 г. - с ориентацией кварталов в меридианном направлении (северо-южном), оказался нежизнеспособным, невостребованным для организации пространственной структуры, ведь существует влияние на весь город акватории Енисея в направлении запад-восток, а предлагавшаяся структура плана противоречила природной основе и направлению основных изгибов рельефа.

Принят был к осуществлению план 1797 года с кварталами западно-восточной протяженности, но более приемлемый по оси реки Енисей, невзирая на то, что и этот план был условный относительно холмистой территории города и «резал» по крупным долям жилых образований.

Исторические районы в плане города

В XVIII в. появилась в плане города слобода Бараби от ул. Ручейной (ныне - Фефелова до ул. Барабинской и на юг - до ул. Крупской), далее южнее располагались кузницы. Вдоль бывшей ул. Никольской, в створе ул. Ручейной, вблизи южного моста и судоверфей, знаменитых во всей Сибири, за рекой Мельничной также размещались кузницы мастеров кузнечного и литейного дела. У речки Мельничной были судоверфи, так как до моста ул. Ручейной в большие паводки заходили крупные суда - это отражено в старинной гравюре и фотографиях XIX века. Здесь же, в Енисейске, строили суда для экспедиций по Сибири, на верфях в устье речки Мельничной – ручья Зырянова. Каштачная слобода была сформирована в XIX веке, за Лазаревским ручьем вдоль берега Енисея.

Архитектурные достоинства и богатая история «Города мастеров», достопримечательные места в средовой ткани застройки составляют интересный и очень важный пласт сибирской истории и культуры.

На гравюре 1837 г. «Окружного г. Енисейска» видны береговые укрепления острога – двойной «обруб» и парусные суда, кочи и барки. (Кочь – палубное двухмачтовое мореходное судно, поменьше ладьи – это по В.И.Далю, а в Сибири кочем звалось и большое палубное, речное судно, с вёслами и парусами, а также были и струги – речные парусные и с вёслами судна сибирских казаков).

До XVIII века не было разграничения между судами северными морскими и речными [11]. Виды судов Енисейского бассейна: досчаники, зырянские каюки, кочи, лодьи, струги, барки, набойни, шитики и всякие большие и малые суда. Снаряжались судовые караваны, предназначавшиеся к следованию на восток тщательно и холст на паруса увеличивали до 700 аршин, для придания судну большей скорости хода [11].

Ценностный разбор исторического наследия

Зонирование исторической застройки по качественным характеристикам (композиционной значимости и эстетическим качествам объектов культурного наследия, и «внутренней целостности», моделирующей образ территории) ранжированы по типологии: народное деревянное зодчество в северорусских традициях и стилевая застройка: барокко XVIII в., классицизм начала XIX в., эклектика («историзм» рубежа XIX - XX вв.), модерн начала XX в. и неоклассицизм советского периода застройки в границах цельных образований. Это позволило выявить композицию исторической структуры – живую ткань города с исторической средой, которая сохраняется с конца XIX века и поныне в историческом центре Енисейска.

Строительные приёмы енисейских каменных дел мастеров XVIII – нач. XIX веков донесены до настоящего времени на примерах первых каменных гражданских сооружений - Воеводского дома и Казначейства [9].

Своеобразие города в большей степени зависит от сохранения самобытной городской среды исторического центра, а в Енисейске сохранились цельные участки средовой застройки, целостные типы «исторической канвы», доносящей до современности «дух времени». «Чем старше и крупнее город, тем сложнее система градостроительной организации территории, пласты исторического ландшафта и количество памятников среды увеличивается кратно» - А.А. Высоковский.

Глухая корабельная резьба на

полотнах ворот усадьбы

по ул. Бабкина, 27 (бывшей

ул. Бассейной) – на границе острожной территории,

фото Э.М. Панова.

«Среда воспроизводит стереотипы культуры, в которой она складывается…»

Н.А. Лисовская

Историческую застройку Енисейска можно рассматривать как цельные средовые комплексы, состоящие как из памятников архитектуры, так и из зданий, не имеющих каких-либо особенных архитектурно-градостроительных достоинств, но составляющих единое целое с объектами охраняемого наследия. Такая застройка - средовая, условно называемая «прозрачной», обеспечивала в своё время восприятие одновременно нескольких архитектурных доминант.

Кварталы застройки подразделяются на «ценную историко-архитектурную среду» как на территории бывшего острога вдоль береговой бровки с тремя храмами (Богоявленский собор, Преображенская-Гостинодворная и Воскресенская церкви) или место Посада с Рождественским монастырём и «рядовую историческую среду» со своей «канвой». И есть еще нейтральная современная деревянная, в основном, застройка, которая служит необходимым фоном для исторических зданий центральной части г. Енисейска – самого древнего из городов Красноярского края.

Ландшафтный анализ.

Основные композиционные оси ландшафта – это ручей Мельничный – Зырянов (бывшая речка Толчея) и ручейная улица – бывший ручей Скородум (Перекоп), отделяющая слободу Барабинскую современной улицей Фефелова. Вся историческая часть Енисейска – приречного города ориентируется на главную природную ось – акваторию реки Енисей – в городском плане в направлении с востока на запад. Исходя из природных осей, определены и бассейны видимости и сферы композиционного влияния архитектурных ансамблей и отдельных объектов культурного наследия, зоны наилучшего восприятия панорамных раскрытий, являющиеся и основными ценными ландшафтными местами.

В междисциплинарных исследованиях (археологов, архитекторов, дендрохронологов, этнографов и экологов) по проекту Гуманитарного института Сибирского федерального университета «Актуализация историко-культурного наследия Енисейска» (2009 – 2011 гг.) с созданием открытого электронного интерактивного ресурса с виртуальными экскурсиями и полного Каталога объектов историко-культурного наследия, мы пришли к пониманию, что область охраны архитектурногонаследия, особенно деревянного зодчества, перекликается с градоэкологическим регулированием пространственной структуры города.

Рисунки красноярского художника Д.И. Каратанова на берегу Енисея в 1914 г.

Проблемные градостроительные ситуации.

Первоочередными архитектурно-градостроительными проблемами реконструкции, регенерации и возвращения значимости исторических зон Енисейска являются:

- Задача восстановления силуэта города - воссоздание исторических доминант. Утрачены - высокий Гостинодворный Преображенский храм на берегу и Христорождественский с шатровой колокольней – в посаде, колокольни и завершения храмов Воскресенской церкви и Иверской Богоматери, завершение Троицкой церкви и храмовая часть Богоявленского собора.

Проблема возвращения исторической значимости и функционального насыщения главных объемно-планировочных узлов исторической части города – ансамблей площадей и главных улиц и особенно - набережных. Пропали и площади в композиционной структуре на утраченных связях – четких видовых соединениях архитектурных вертикалей храмов, особенно пострадали планировочные связи красивейшей Троицкой церкви - на небольшом возвышении бывшей Крестовоздвиженской улицы, ранее значимой на въезде с западного направления с Крестовоздвиженским храмом.

Насущная необходимость берегоукрепления надпойменных террас, благоустройства набережных, особенно реки Енисей, где необходимо фрагментарное воссоздание исторической подпорной стенки – двухрядного обруба вблизи Воскресенской церкви, для пристани енисейской флотилии корабелов у речки Мельничной (бывшей Толчеи) на Стрелке. Ведь набережная бровка - это первое яркое впечатление при подходе судов и с фарватера - о городе, но - пока ещё вас встречает серая бетонная стена… Необходимо продолжение набережной вдоль Енисея до поймы речки Мельничной с установкой здесь символического памятного знака в ее устье, на месте старинных судоверфей, с их фрагментарным воссозданием.

Перенасыщенность исторической части Енисейска грузовыми транспортными потоками (ул. Ленина, ул. Рабоче-крестьянская и др.) создает неблагоприятную экологическую ситуацию, особенно для деревянной застройки, и большие динамические вибрационные нагрузки на проезжую часть улиц, фундаменты и стены объектов исторического наследия. Предполагается вынос грузовых транзитных транспортных потоков из исторической части города на объездную дорогу вдоль второй надпойменной террасы – «Южной Гряды». Эти вопросы уже решаются в новом генплане города – (институтом «Красноярскгражданпроект»), с устройством радиальных кратчайших связей для разделённых речками и болотом частей города.

Проблема реставрации, сохранения и консервации памятников архитектуры и градостроительства – исторического ядра, отдельных объектов, например, важный вопрос о восстановлении Богоявленского собора, стоит остро - «Вправе ли мы воссоздавать новыми технологиями шедевры каменного зодчества Енисейской губернии XVIII века да и всей Сибири?» Целесообразнее было бы здесь укрепление существующего яруса храма и колокольни с устройством Музея енисейского храмового зодчества, и - облагородить окружение, исторический береговой бульвар.

Богоявленский собор – вид от Торга. Собор Богоявления за береговым бульваром. Фонды ККМ

Новая невыверенная застройка, вторгаясь в историческую среду, пусть даже отдельными дисгармоничными объектами, нарушает её архитектурно-градостроительную целостность. Ещё на рубеже XIX – XX веков волевыми решениями новых генпланов были убраны необходимые пешеходные связи, ведущие к ядру города. Ранее центр «прочитывался» в застройке, от него веером расходились основные пути - «прозоры»– широкие улицы плана XVIII в., которые естественно накладывались на существующий холмистый рельеф города.

Теперь связи перекрыты добавочно квартальной застройкой и регулярного плана 1980-х годов. Очевидно, что для Енисейска принципы регулярной планировки не были столь положительны и благотворны, как, например, для Красноярска, где на рубеже XVIII – XIХ веков исторический центр города был распланирован регулярно на совершенно ровной террасе. В Енисейске же регулярная планировка сократила число ценных направлений обзора. Иерархия соподчиненного строя акцентов городского и местного значения нарушена.

Необходимо восстановить некоторые связи видовых картин Троицкой церкви в Барабинской слободе с центральной береговой частью города, а также и бывшей Сенной площади - у Спасо-Преображенского монастыря с площадью на пересечении ул. Бабкина и - Рабоче-крестьянской, и далее связь могла бы продлиться до старинной площади Воеводского дома у Богоявленского Собора.

Высокий природно-градостроительный потенциал города и пути его реализации

«Енисейск - это подлинный «город-музей»

Е. И. Кириченко

Енисейск «дорогого стоит…» и имеет высокий потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды. К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся:

- Высокий природный потенциал региона и города - водные, лесные, земельные, минерально-сырьевые ресурсы, благоприятные ландшафтные условия и расположение Енисейска на великой реке, соединяющей Западную и Восточную Сибирь.

- Преобладание исторически ценной «прозрачной» частной деревянной застройки. «К достопримечательностям Енисейска наряду с домами из камня принадлежат и великолепная деревянная историческая застройка. Ей присуще ярко выраженное своеобразие. Она заметно отличается от застройки … - Томска, Иркутска, Тюмени … и, представляет более ранний пласт развития деревянной архитектуры, почти полностью утраченный в городах, переживающих подъем и интенсивно застраивавшихся во второй половине XIX – начале XX в.» [12].

Воскресенская церковь 1747 г. – вид с северной

стороны, за енисейской флотилией

Остатки древнего судна, из таких плах

енисейцы ладили дома и амбары

- Хороший историко-культурный потенциал и традиции коренного населения города. Енисейское художественное училище, самобытный краеведческий музей, ценные памятники истории, градостроительства и архитектуры. Мастера народных промыслов и коллектив профессионалов реставрационного участка.

Городская среда города характеризуется рядом ценных – уникальных пространственных особенностей:

- «Историческая канва», в которой запечатлена память многих поколений промысловиков и корабелов, сохранность планировки и застройки исторических районов города с целостными объектами природного и культурного наследия.

- Высокие потенциальные возможности использования исторической застройки и территорий для развития малого бизнеса в сфере ремесленного производства, охоты, рыбоводства, торговли, туризма и досуга. Возрождение традиционных видов ремесел, таких как кузнечное, кожевенное, резьба по дереву, серебряное литье, чеканка и др.

- Главную историко–культурную и природно–эстетическую ценность внутригородского ландшафта представляют склоны крутого берега Енисея и устья ручья Зырянова, речки Мельничной - у впадения в Енисей. Стрелка – место возможного воссоздания острога, где сохранились береговые укрепления бровки двухрядные в семь венцов, вблизи Воскресенской церкви и бывшей Береговой улицы.

Сохранение и использование исторического наследия является основополагающей задачей современного градостроительного проектирования исторического Енисейска. Крайне важную роль здесь призван сыграть «Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Енисейска». Проект обеспечит комплексный подход к охране не только отдельных памятников, но и к сохранению целостной исторической среды города. Кроме того, данный проект позволяет определить очередность последовательной реставрации и реконструкции исторических градостроительных ансамблей и объектов исторического наследия. Очевидна необходимость проекта планировки центральной исторической части и правил застройки, закрепляющих законодательно градостроительные решения Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Енисейска.

Возрождение Енисейска – это сложный долговременный процесс, требующий колоссальных усилий, привлечения известных и поиска новых ресурсов, прежде всего широкого участия самого населения на основе воссоздания традиционного размеренного жизненного уклада, того духа сибирского предпринимательства при экономической самостоятельности и благополучии - достатке, когда строили свободные добротные усадьбы. В настоящее время даже просто содержать эти подворья сложно, а не то, что реставрировать их на собственные средства.

Вспоминается особенное отношение енисейцев к двухъярусному амбару стройных пропорций, с галереей, что назывался пятрой. Пятра потому, что был основой как пята-опора хозяйства целой деревенской общины на случай пожара или иного разора… В такой старинной пятре сибирской усадьбы вдоль улицы Большой и на берегу речки Мельничной, возможно будет вскоре организовать музей енисейских корабелов и плотников города мастеров, с воссозданием рядом части судоверфи и восстановлением речных барок для туристических прогулок по воде.

Необходимо в самом ближайшем будущем возрождение пассажирского судоходства на Енисее, для водного сообщения, прославленного ещё Ф. Нансеном, речного пароходства и восстановления регулярных рейсов из Красноярска в летнюю навигацию. Сегодня возрождают енисейцы традицию августовских ярмарок, далее последуют и создание бирж в отеческом граде для заключения торговых договоров. Ярмаркам будет способствовать воссоздание на берегу каменного гостиного двора и деревянных арочных торговых рядов.

Творческие августовские ярмарки художников, ремесленников края стали подлинным возрождением традиций, и в Енисейск прибыли не только туристы и паломники, но и мастера народных промыслов за новыми образами и идеями, профессиональными знаниями, сохранёнными в енисейской культуре потомков промысловиков и казаков. Возрождение плотницких традиций и творческое совершенствование художественных ремёсел станет будущим достоянием общечеловеческой культуры – основой могущества и процветания отеческого Енисейска.

В заключение - слова протопопа Аввакума, путь страданий которого в середине XVII века дважды пролегал через Енисейск: «…не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет...» [10].

Принятые сокращения:

ГАКК – Государственный архив Красноярского края;

ЕГКМ – Енисейский государственный краеведческий музей;

ККМ - Красноярский краеведческий музей.

Библиография к историческим сведениям

1. Александров В.А. Русское население Сибири XVII – нач. XVIII в. (Енисейский край). М., 1964.

2.Бахрушин С.В. Снаряжение русских промышленников в Сибири в XVII веке// Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. – Л., 1951.

3.Буланков В.В. Формирование культурно-исторической среды Енисейска вXVIIIвеке. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

4. Гевель Е.В., Иванов Б.А., Свидрицкая Е.Д., Шильдина О.Ю. Город мастеров. Енисейску вернет значение возрождение ремесел.// Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: материалыIРегиональной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск. 2006.

5. Гевель Е.В. Историческая записка к Историко-архитектурному опорному плану г. Енисейска. ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.

6. Гевель Е.В. Пояснительная записка к «Проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Енисейска». ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.

7. Гнедовский В.В., Добровольская Э.Д.«Вверх по Енисею».- М., 1980.

8.Григорьев А.А.. Шорохов Л.П.Енисейск (исторический очерк). Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

9.Гринберг Ю.И., Роднянская И. «Енисейск – город исторический». Декоративное искусство СССР, № 5, - М., 1985.

10.«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».Academia, М.,1934.

11.Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Казань, 1910.

12.Кириченко Е.И. «Отчёт за июль 1985 г. по обследованию…» Рукопись архива Службы по охране наследия Управления культуры Красноярского края.

13. Комлева Е.В. Влияние купечества приенисейских городов на городскую среду. М., 2006.

14. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края. 1594-1893 гг. (ркп.), п. 5, ЕГКМ, отдел фондов

15. Латкин Н.В. Енисейская губерния, её прошлое и настоящее. СПб., 1892.

16. Очерки истории Енисейска. Сб. статей. Енисейск, 2009.

17. Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833.

18. Рукша Г.Л. «Енисейск: будущее для прошлого». Красивый берег, № 1-2, Красноярск, 2009.

19. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск, 1995.

20.Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году.— СПб, 1882.

21. Шумов К.Ю.Воскресенская церковь г. Енисейска. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

22. Фишер И.Е. Сибирская история. Репринт издания 1774 г., с. 277-279, 632. СПб., 2009.