Глава 1 термины, определения
Авиационное предприятие (перевозчик) - предприятие гражданской авиации, осуществляющее воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату.
Авиационными предприятиями являются управления, производственные объединения, объединенные авиаотряды, объединенные авиаэскадрильи и самостоятельные аэропорты гражданской авиации.
Аэровокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания вылетающих и прилетающих пассажиров.
Аэродром - специально подготовленный земельный (водный) участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлет, посадку, руление, стоянку и обслуживание воздушных судов.
Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Аэропорт (пункт) базовый - аэропорт (пункт), в котором базируется авиационное предприятие.
Аэропорт (пункт) конечный - аэропорт (пункт), в котором заканчивается выполнение рейса по расписанию (плану полета).
Аэропорт (пункт) назначения - аэропорт (пункт), в который перевозчик должен согласно договору воздушной перевозки доставить пассажира, багаж, груз и почту.
Аэропорт (пункт) начальный - аэропорт (пункт), из которого начинается выполнение рейса по расписанию (плану полета).
Аэропорт (пункт) обратного вылета - аэропорт (пункт) конечный, из которого возвращается пассажир, имеющий обратный билет.
Аэропорт (пункт) отправления - аэропорт (пункт), из которого начинается или продолжается воздушная перевозка.
Аэропорт (пункт) промежуточный - аэропорт (пункт), расположенный по маршруту полета, в котором по расписанию (плану полета) предусмотрена посадка воздушного судна.
Аэропорт (пункт) трансфера - аэропорт (пункт), отмеченный в билете и багажной квитанции, в котором пассажир совершает пересадку с одного рейса на другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.
Аэрофлот - гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, имеющая единый флаг и эмблему.
Багаж - личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Багаж может быть как зарегистрированный, так и незарегистрированный.
Багаж зарегистрированный - багаж пассажира, принятый авиационным предприятием к перевозке под свою ответственность, и на который оно выдало багажную квитанцию и багажную бирку.
Багаж незарегистрированный - любой багаж пассажиров, кроме зарегистрированного, включая ручную кладь, перевозимый на воздушном судне и размещаемый в его багажных отделениях или салоне,
Багаж сверх нормы (платный багаж) - багаж, масса которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа.
Багажная бирка - документ, выдаваемый перевозчиком для опознавания багажа.
Билет (билет и багажная квитанция) - документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа.
Билет групповой - билет, выданный авиационным предприятием или его агентом по заявке организации или учреждения и удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки по одному перевозочному документу группы пассажиров, имеющих общую цель поездки, подтвержденную документом.
Билет с гарантированной датой - билет, в котором указан аэропорт отправления, назначения, номер рейса, дата, время вылета воздушного судна.
Билет с открытой датой - билет, в котором указан аэропорт отправления, назначения, но не обозначен номер рейса и дата вылета воздушного судна.
Бронирование - предварительное закрепление за пассажиром места на воздушном судне на определенный рейс и дату или предварительное закрепление объема и тоннажа для перевозки багажа, груза, почты на воздушном судне.
Броня постоянная - броня, выделяемая агентством воздушных сообщений в распоряжение другого агентства для продажи транзитных (обратных) билетов.
Броня промежуточная - броня, выделяемая агентством (аэропортом), расположенным в пунктах промежуточных посадок воздушных судов.
Возврат сумм - выплата пассажиру или отправителю груза либо управомоченному лицу части или всей стоимости перевозки или обслуживания, которые были ими ранее оплачены, но не использованы.
Воздушная линия - установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки.
Воздушная перевозка - перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты, выполняемая на воздушных судах за установленную плату.
Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Время полета - время от начала движения воздушного судна при взлете до окончания движения на пробеге после посадки.
Выгрузка - снятие багажа, груза, почты и буфетно-кухонного оборудования с борта воздушного судна после его приземления.
Высадка (пассажиров) - процесс, во время которого пассажиры покидают воздушное судно после его приземления.
Груз - имущество, перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах, за исключением багажа и почты. Несопровождаемый багаж, оформленный грузовой накладной, также считается грузом.
Груз транзитный - груз, который согласно грузовой накладной перевозится далее тем же рейсом, которым он был доставлен в промежуточный аэропорт.
Груз трансферный - груз, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт промежуточной посадки одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом.
Грузовая накладная - документ, удостоверяющий заключение договора перевозки груза между отправителем и авиационным предприятием.
Грузовая отправка - одно или несколько мест груза, которые одновременно приняты перевозчиком от одного отправителя и следуют по одной грузовой накладной в адрес одного и того же получателя.
Грузовая партия - одноименный груз, принятый к перевозке от одного отправителя в адрес одного получателя по нескольким грузовым накладным.
Договор воздушной перевозки - обязательство перевозчика доставить пассажира, багаж, груз и почту в аэропорт назначения и выдать груз, почту получателю в установленный срок; обязательство пассажира и отправителя уплатить за перевозку по установленному тарифу и выполнить действующие на момент перевозки правила. Каждый договор воздушной перевозки удостоверяется перевозочными документами - билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной, а также квитанцией разных сборов.
Документация перевозочная - билет, багажная квитанция, грузовая или почтовая накладная, а также документы, оформляемые на борту воздушного судна.
Досмотр - мероприятия, проводимые сотрудниками милиции и работниками гражданской авиации по предотвращению незаконного провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом.
Завоз груза децентрализованный - завоз груза в аэропорты, осуществляемый клиентурой.
Завоз груза централизованный - завоз груза в аэропорты, осуществляемый транспортно-экспедиционным предприятием.
Квитанция платного багажа - документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы.
Клиентура гражданской авиации (кроме пассажиров) - предприятия, организации и учреждения министерств и ведомств, пользующиеся услугами воздушного транспорта.
Легкие типы воздушных судов - воздушные суда третьего, четвертого класса, выполняющие полеты на местных воздушных линиях.
Метод регистрации билетов основной - проверка билетов, учет отправок пассажиров и багажа по ведомости регистрации.
Метод регистрации билетов упрощенный - проверка билетов, учет отправок пассажиров и багажа без ведомости регистрации.
Наземное оборудование - специальное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта воздушных судов на земле, в том числе испытательное оборудование и оборудование для обработки грузов и обслуживания пассажиров.
Недостача багажа, груза, почты - неисправность перевозки, при которой багаж, груз, почта прибывает в аэропорт назначения в меньшем количестве по массе или по количеству мест по сравнению с данными, указанными в перевозочных документах.
Неисправность перевозки - любые нарушения установленного на воздушном транспорте порядка работ, которые повлекли или могли повлечь, за собой вредные последствия: засылку багажа, груза, почты, недостачу по массе иди по количеству мест, повреждение, утрату; разъединение документов, багажа, груза и почты; неправильное оформление перевозочных документов.
Обработка багажа - комплекс операций, связанный с приемом, оформлением к перевозке, комплектованием багажа, проводимый в аэровокзале при подготовке рейса к вылету, а также с раскомплектованием багажа по прилету.
Остановка - предварительно согласованный пассажиром с перевозчиком временный перерыв перевозки в каком-либо пункте между пунктами отправления и назначения.
Отправитель - организация или лицо, заключающие с авиационным предприятием договор воздушной перевозки груза или почты и указанные в грузовой или почтовой накладной в качестве стороны этого договора.
Пассажир - лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.
Пассажир транзитный - пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки следует далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт.
Пассажир трансферный - пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки прибыл в аэропорт трансфера одним рейсом и продолжает полет другим рейсом.
Перевозка - транспортировка пассажиров, багажа, грузов за установленную плату, осуществляемая на воздушных судах, а также наземными транспортными средствами перевозчика.
Перевозка групповая - перевозка группы (10 и более человек), имеющей общую цель поездки, подтвержденную документом, независимо от того, оформлена ли она групповым билетом или отдельными билетами на каждого пассажира.
Перевозка "туда" - перевозка в одном направлении между пунктом отправления и пунктом назначения (независимо от того, имели ли место посадка воздушного судна, пересадка пассажира или перегрузка груза, почты и т. д. в промежуточном аэропорту).
Перевозка "туда" и "обратно" - перевозка пассажиров в пункт назначения и обратно по билетам, проданным для полета "туда" и "обратно".
Перрон - определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях погрузки и выгрузки грузов и почты, посадки и высадки пассажиров, заправки, стоянки или технического обслуживания.
Повреждение багажа, груза, почты - неисправность перевозки, при которой багаж, груз и содержимое почтового отправления пришли в негодное состояние и не могут быть использованы по своему первоначальному назначению (потеряли свою ценность).
Погрузка - помещение багажа, грузов, почты, буфетно-кухонного оборудования, бортового питания на борт воздушного судна для перевозки данным рейсом.
Получатель - организация или лицо, в адрес которых следует груз или почта, указанные в грузовой или почтовой накладной.
Посадка (пассажиров) - процесс, во время которого пассажиры поднимаются на борт воздушного судна в целях совершения полета.
Почта - совокупность почтовых отправлений незакрытых почтовых вещей.
Претензия - заявленное авиационному предприятию требование заинтересованного лица о возмещении вреда, возникшего в результате воздушной перевозки.
Претензионный порядок - порядок предъявления требований пассажиров, клиентуры к авиационному предприятию, вытекающих из положений об ответственности по перевозкам.
Рейс - полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.
Рейс дополнительный - рейс, выполняемый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, по которому осуществляются регулярные рейсы.
Рейс заказной - рейс, выполняемый на условиях особого договора, заключенного заказчиком с перевозчиком по доставке пассажиров, почты и груза в пункт назначения.
Рейс литерный - рейс, которому присвоено условное обозначение, являющееся основанием для повышенного контроля и преимущественной очередности в обслуживании воздушного судна и обеспечении его движения.
Рейс отмененный - рейс, предусмотренный расписанием (планом), но не начатый из аэропорта отправления или промежуточного.
Рейс подконтрольный (см. рейс литерный).
Рейс прерванный - рейс, выполнение которого приостановлено в промежуточном или другом аэропорту.
Рейс регулярный - рейс, выполняемый по маршруту, установленному расписанием.
Ручная кладь - вещи пассажира, находящиеся во время перевозки в салоне воздушного судна под наблюдением самого пассажира.
Сбор - сумма, установленная Министерством гражданской авиации СССР в качестве платы за отказ от воздушной перевозки или от брони.
Сбор за услуги - сумма, устанавливаемая перевозчиком или другими компетентными организациями в качестве платы за специальное или дополнительное обслуживание, связанное с воздушной перевозкой.
Тариф - сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку пассажира либо за .перевозку единицы массы или объема багажа, груза и почты.
Утрата багажа, груза, почты - неисправность перевозки, при которой перевозчик по истечении установленного для доставки срока оказывается не в состоянии выдать управомоченному лицу принятый к перевозке багаж, груз, почту независимо от того, произошло ли это вследствие их фактической утраты, засылки или ошибочной выдачи в промежуточном аэропорту.
- Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации ссср (ноп га-83)
- Глава 1 термины, определения
- Глава 2 общие положения
- Глава 3. Организация коммерческой деятельности на воздушном транспорте
- 3.1. Агентство воздушных сообщений, его функции и назначение
- 3.2. Организация коммерческой связи в агентствах воздушных сообщений
- 3.3. Средства механизации, автоматизации и технологическое оборудование
- 3.4. Расписание движения воздушных судов, его разработка и корректировка
- 3.5. Рекламно-информационная работа агентств воздушных сообщений
- 3.6. Нормы, сроки продажи билетов, бронирование мест
- 3.7. Организация применения тарифов на перевозки и сборов за услуги на воздушном транспорте
- 3.8. Планирование перевозок грузов и почты
- Глава 4. Организация наземного обслуживания пассажиров при перевозках воздушным транспортом
- 4.1. Служба организации (пассажирских) перевозок, ее назначение, основные задачи и структура
- 4.2. Порядок перевозки пассажиров, багажа, ручной клади
- 4.3. Организация обслуживания вылетающих пассажиров
- 4.3.1. Регистрация билетов и оформление багажа
- 4.3.2. Оформление вещей к перевозке
- 4.3.3. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров
- 4.3.4. Транспортировка и погрузка багажа на воздушное судно
- 4.3.5. Доставка и посадка пассажиров на воздушное судно
- 4.4. Организация обслуживания прилетающих пассажиров
- 4.4.1. Встреча, выход из воздушного судна и доставка пассажиров в аэровокзал
- 4.4.2. Выгрузка из воздушного судна, транспортировка и выдача багажа
- 4.6. Организация обслуживания трансферных пассажиров
- 4.5.1. Обслуживание в сфере продажи и бронирования мест
- 4.5.2. Обслуживание в аэропорту отправления
- 4.5.3. Обслуживание в промежуточном аэропорту
- 4.6. Обслуживание пассажиров через депутатские залы
- 4.7. Обслуживание иностранных пассажиров через международный сектор
- 4.7.1. Обслуживание иностранных пассажиров по вылету
- 4.7.2. Обслуживание иностранных пассажиров по прилету
- 4.7.3. Перевозка групп туристов
- 4.8. Обслуживание пассажиров с детьми и инвалидов
- 4.9. Организация обслуживания пассажиров при нарушении графика движения воздушных судов
- Глава 5. Организация обслуживания пассажиров на борту воздушного судна
- 5.1. Служба бортпроводников, ее назначение, основные задачи и структура
- 6.2. Требования, предъявляемые к бортпроводникам, их основные обязанности
- 5.3. Предполетная подготовка воздушного судна, бытового оборудования и средств обслуживания
- 5.4. Предполетная подготовка бортпроводников
- 5.5. Обслуживание пассажиров перед вылетом воздушного судна
- 5.6. Обслуживание пассажиров в горизонтальном полете
- 5.7. Обслуживание пассажиров перед посадкой воздушного судна
- 5.8. Обслуживание пассажиров после посадки воздушного судна
- 5.9. Особенности обслуживания пассажиров в рейсах с промежуточными посадками
- 5.10. Особенности подготовки и выполнения подконтрольного и литерного рейсов
- 5.11. Действия бортпроводников по обеспечению безопасности пассажиров в аварийной обстановке
- Глава 6. Организация перевозок грузов на воздушном транспорте
- 6.1. Служба организации (почтово-грузовых) перевозок, ее назначение, основные задачи и структура
- 6.2. Порядок, условия и очередность перевозок грузов и почты
- 6.3. Сроки доставки грузов
- 6.4. Перевозка грузов заказными рейсами и арендованными воздушными судами
- 6.5. Особые условия перевозки грузов
- 6.6. Перевозка грузов в авиационных контейнерах и на поддонах
- 6.7. Режим и технология работы коммерческих складов
- 6.8. Документация, применяемая при грузовых перевозках
- 6.9. Неисправности при перевозке грузов
- Глава 7. Предоставление услуг
- 7.1. Организация хранения вещей
- 7.2. Медицинское обслуживание
- 7.3. Обеспечение гостиницей.
- 7.4. Организация торговли и общественного питания
- Глава 8. Контроль за перевозками на воздушном транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Организация контроля перевозок
- 8.3. Права лиц, осуществляющих контроль за перевозками
- 8.4. Отчетность
- Глава 9. Ответственность авиационного предприятия, пассажиров, отправителей и получателей при перевозках
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Ответственность авиационного предприятия за смерть, увечье или иное повреждение здоровья пассажира
- 9.3. Ответственность авиационного предприятия за сохранность багажа
- 9.4. Ответственность авиационного предприятия за вещи, не сданные в багаж
- 9.5. Ответственность авиационного предприятия за сохранность груза
- 9.6. Ответственность авиационного предприятия за просрочку в доставке груза
- 9.7. Ответственность авиационного предприятия за неподачу перевозочных средств и отправителя за непредъявление к перевозке груза
- 9.8. Ответственность авиационного предприятия и органов связи за почту
- 9.9. Ответственность пассажиров, отправителей и получателей
- Глава 10. Порядок предъявления и рассмотрения претензии и исков при перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты воздушным транспортом
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Коммерческий акт
- 10.3. Претензии и иски
- Перечень условных обозначений