Вопрос 3. Определение основных параметров складских зон
Зона хранения
Подходы к расчету площади зоны хранения на складе приведены в табл.8.1.
Участки погрузки и разгрузки
Основные подходы к расчету данного показателя приводятся в источниках [3], [10], [8], [16] и др.
Первый вариант [3], [16].
Размер площадки для парковки и маневра прибывающего под разгрузку транспортных средств определяется длиной и глубиной фронта разгрузки.
Длина фронта разгрузки зависит от количества и размеров прибывающих на склад транспортных средств (автомобилей и вагонов), а также от времени, необходимого для их разгрузки. При использовании данного подхода общая длина фронта разгрузки (L) определяется по формуле:
L = N * lавтомобиля + (N – 1) * lпромежутка_между_автомобилями (8.1)
где N – необходимое количество постов разгрузки, единиц;
lавтомобиля – ширина кузова автомобиля, м;
lпромежутка_между_автомобилями – расстояние между автомобилями, установленными перпендикулярно рампе, м (принимается равным 1,1-1,2 м).
(8.2)
(8.3)
(8.4)
где -поток автомобилей, прибывающих под разгрузку в среднем за смену, авт./смену;
- средняя производительность одного разгрузочного поста, авт./смену.
Описанный метод расчета длины разгрузочного фронта исходит из статистического значения величины входного потока транспортных средств и средней производительности одного разгрузочного поста. Реальные входные потоки могут существенно колебаться в течение дня. Избежать возникновения очередей в этом случае можно, увеличивая производительность одного поста, т.е.увеличивая численный состав бригад, осуществляющих разгрузочные работы. Увеличение количества постов для выполнения погрузо-разгрузочных работ влечет за собой не только рост переменных затрат, но и рост постоянных расходов, вызванных выделением и обустройством дополнительных площадок под разгрузку.
Пропускная способность погрузо-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Характер зависимости имеет форму кривой, представленной на рис.8.4.
Глубина фронта разгрузки определяется длиной грузовиков и их положением относительно разгрузочной рампы. Глубина площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля перпендикулярно рампе, должна на 2 м превышать удвоенную длину транспортного средства (рис.8.5).
Второй вариант [7]
Предполагает использование различных подходов к определению длины участка разгрузки при прибытии грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Потребное число мест разгрузки (или погрузки) автомобилей:
(8.5)
где - часовая интенсивность грузопотока прибытия (или отправления) грузов на автотранспорте, т/час;
- время погрузки или разгрузки автомобиля, мин (принимают 15-40 мин);
средняя загрузка одного автомобиля, т.
Тогда длина участка разгрузки (или погрузки)автомобилей у склада:
Lа= la * ma (8.6)
где lа– длина участка для установки одного автомобиля под погрузку, м
Автомобили под погрузку или выгрузку могут подаваться к складу задним, боковым бортом или под некоторым углом (рис.8.6). Большегрузные автофургоны и контейнеры на автомобиле-платформе подаются к складу задним бортом. При этом обеспечивается и наименьшая длина погрузо-разгрузочного фронта – 4 м в расчете на одни автомобиль. Однако общая ширина автоподъезда к складу при этом оказывается наибольшей (около 30 м). Установка таких автомобилей под углом к складу позволяет уменьшить эту ширину до 22-25 м, однако при этом усложняется и удорожается конструкция строительной части погрузо-разгрузочного участка и самого складского здания.
Типы погрузо-разгрузочных участков, наиболее часто применяемых на складах тарно-штучных грузов, представлены на рис.8.7.
Длина участка разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов определяется как:
Lж = 15 * mв (8.7)
где 15 – длина железнодорожного пути и участка для установку под разгрузку (или погрузку) одного вагона, м;
mв – число вагонов в подаче (группе), одновременно подаваемой под погрузку или выгрузку:
(8.8)
где - расчетный суточный грузопоток прибытия (или отправления) грузов, т/сут;
- число подач вагонов к складу за сутки (принимают = 1-4);
- средняя загрузка одного вагона, т.
Другие размеры участка погрузки (или разгрузки) железнодорожного транспорта принимаются в соответствии с рис.8.8, 8.9 – с учетом характера подхода погрузо-разгрузочного пути к складу, технологии погрузо-разгрузочных работ и технической оснащенности участков погрузки и разгрузки вагонов.
Аналогичный подход предлагается также и в источнике [1]
Участок приемки (комплектования)
В практике проектирования складских объектов нашли применение несколько методов расчета площади участка приемки (комплектования):
на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектования;
на основании показателя оборачиваемости запасов [3];
исходя из веса товаров;
исходя из объемов товара [16]
Расчет с использованием укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади осуществляется с помощью формулы:
(8.9)
где Q – объем оборота, руб.в год;
Апр. – доля товаров, проходящих через участок приемки А (или комплектования), %;
q – укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м2;
tпр. – число дней нахождения товара на участке приемки (или комплектования) ;
Ср – примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.
Примерные значения укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования приведены в учебной и справочной литературе (например, [3], [8]). Аналогичный подход предлагается авторами [10].
Грузооборот на участке приемки, как правило, несколько меньше общего грузооборота склада, т.к.часть груза принимается непосредственно с транспортного средства и с рампы направляется в зону хранения.
Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, т.к. появляется жесткая технологическая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы [3].
Расчет участка (зоны) приемки (отгрузки) со склада исходя из веса товаров можно произвести следующим образом:
(8.10)
где МТС – вес товара в транспортном средстве, т;
у – средний вес товара на 1 м2, т/м2;
kхран. – коэффициент размещения товара в зоне приемки/отгрузки (=0,5);
Gворот – количество ворот.
Аналогично производится расчет площади участка (зоны) приемки (отгрузки) со склада исходя из объема товаров:
(8.11)
где VТС – объем товара в транспортном средстве, м3;
у – средний объем товара на 1 м2, м3/м2 [16].
Приемо-отправочные экспедиции
В первом приближении расчет площади отправочной экспедиции может быть выполнен по формуле:
Sоэ = 0,35 * Sобщ. * Кs (8.12)
где 0,35 – коэффициент, характеризующий зависимость площади отправочной экспедиции от грузовой площади склада;
Sобщ. – общая площадь общетоварных складов, из которых производится отправка товаров через экспедиционный склад, м2;
Кs – коэффициент использования складской площади.
Согласно [12] площадь экспедиционных участков может быть рассчитана на основании положений теории массового обслуживания:
(8.13)
(8.14)
где Qпос., Qотп. – годовой грузооборот системы хранения/переработки (склада) соответственно поступлению и генерации (отпуску) материальных потоков, т/год;
qпос., qотп. – суточный грузооборот системы хранения/переработки (отдельного склада), т/сут.;
Кпос., Котп. – коэффициенты неравномерности поступления и отпуска материальных потоков в систему (на склад);
t1, t2 – время пребывания материальных потоков на приемочном и формировочном участках, сут.;
1 – норма нагрузки на 1 м2 приемочной и формировочной площадок (принимается обычно 0,25 от средней нагрузки на полезную площадь склада), т/м2;
365 – количество календарных дней в году по приему материальных потоков;
255 – среднее расчетное количество дней в году по генерации (формированию) материальных потоков.
Согласно [10] площадь приемо-отправочных экспедиций рассчитывается как:
для приемочной экспедиции
(8.15)
для отправочной экспедиции
(8.16)
где Q – прогноз годового товарооборота, у.д.е./год;
tп.э., tо.э - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной (отправочной) экспедиции, дн.;
Кн – коэффициент неравномерности загрузки склада;
Ср – примерная стоимость одной тонны хранимого на складе товара, у.д.е./т;
Дк – количество календарных дней в году, дн.;
Др – количество рабочих дней в году, дн.;
qэ. – укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспедиционных помещениях, т/м2;
d4 – доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию, %. [10]
Помимо площадей, важным проектируемым показателем является высота склада в зоне хранения. Наиболее сложным определение высоты зоны хранения представляется на складах тарно-штучных грузов. Исходными показателями для расчета высоты в зоне хранения в этом случае являются количество ярусов по высоте и высота одного яруса, в свою очередь зависящие от высоты складской грузовой единицы и используемого подъемно-транспортного оборудования (рис.8.10, 811)
Высота яруса стеллажей:
Ся = С + Δ + е (8.17)
где с – высота укладки груза на поддоне, м;
Δ – собственная высота или толщина поддона ( для плоского поддона) или высота ножек поддона в сумме с толщиной его настила (для стоечного и ящичного поддона) (принимают Δ=0,12 м для металлических поддонов размерами 1200 х 800 мм и Δ=0,15 м – для деревянных поддонов);
е – расстояние по высоте от верха нижнего поддона (для ящичных и стоечных поддонов) или лежащего на нем груза (для плоских поддонов) до низа опорной поверхности следующего по высоте поддона с грузом. Для бесполочных стеллажей принимается е = 60-100 мм, для каркасных – в зависимости от толщины полки е = 110-220 мм; при штабельном хранении е = 0).
Число ярусов по высоте можно определить двумя способами: если известна высота подъема штабелирующей машины и в случае, если известна высота здания, в котором размещается хранилище. При проектировании новых складских объектов целесообразно предварительно определить вид штабелирующей машины, следовательно, число ярусов по высоте определяется как:
(8.18)
где ε {…} – обозначение целой части числа, получающейся в результате выполнения действий в скобках;
Нп – высота подъема захвата штабелирующей машины над полом склада, м (принимают: для электропогрузчиков уравновешенных универсальных Нп = 2,8 или 3 м; для электропогрузчиков с вынесенными опорами Нп = 4-10 м; для мостовых кранов-штабелеров без кабины Нп = 3-5,2 м; для мостовых кранов-штабелеров с управлением из кабины Нп = 4,8; 5,6; 6,8; 8,3; 10 м; для стеллажных кранов-штабелеров Нп = 4,6-14,8 м);
hн – расстояние по высоте от пола склада до уровня нижнего (первого) яруса стеллажей, м (принимают: для электропогрузчиков уравновешенных универсальных, электропогрузчиков с вынесенными опорами, мостовых кранов-штабелеров hн = 0; для стеллажных кранов-штабелеров hн = 0,6-0,75 м) [8]
- Тема 7. Выбор конфигурации функциональной подсистемы системы складирования
- Вопрос 1. Вид складирования
- Вопрос 2. Разработка системы комиссионирования и управления грузопереработкой
- Раздел III особенности проектирования отдельных элементов системы складирования
- Тема 8. Проектирование складских зон грузопереработки
- Вопрос 1. Системный подход к проектированию складских зон грузопереработки
- Вопрос 2. Объемно-планировочные решения на складе
- Вопрос 3. Определение основных параметров складских зон
- Вопрос 4. Определение количества и производительности подъемно-транспортных машин и механизмов на складе
- Тема 9. Проектирование складов различных типов
- Вопрос 1. Проектирование контейнерных терминалов
- Вопрос 2. Проектирование терминалов жидких грузов
- Вопрос 3. Проектирование механизированных складов сыпучих материалов
- Тема 10. Выбор системы управления технологическими
- Вопрос 2. Экономические обоснования технических решений по складам
- Вопрос 3. Определение капитальных затрат на реконструкцию и строительство новых складов
- Вопрос 4. Логистические издержки, связанные с функционированием склада
- Тестовые задания
- Тема 1.
- Тема 11
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Извлечение из рабочей программы дисциплины