logo
ЛИ / Ch4

Вопрос 3. Определение основных параметров складских зон

Зона хранения

Подходы к расчету площади зоны хранения на складе приведены в табл.8.1.

Участки погрузки и разгрузки

Основные подходы к расчету данного показателя приводятся в источниках [3], [10], [8], [16] и др.

Первый вариант [3], [16].

Размер площадки для парковки и маневра прибывающего под разгрузку транспортных средств определяется длиной и глубиной фронта разгрузки.

Длина фронта разгрузки зависит от количества и размеров прибывающих на склад транспортных средств (автомобилей и вагонов), а также от времени, необходимого для их разгрузки. При использовании данного подхода общая длина фронта разгрузки (L) определяется по формуле:

L = N * lавтомобиля + (N – 1) * lпромежутка_между_автомобилями (8.1)

где N – необходимое количество постов разгрузки, единиц;

lавтомобиля – ширина кузова автомобиля, м;

lпромежутка_между_автомобилями – расстояние между автомобилями, установленными перпендикулярно рампе, м (принимается равным 1,1-1,2 м).

(8.2)

(8.3)

(8.4)

где -поток автомобилей, прибывающих под разгрузку в среднем за смену, авт./смену;

- средняя производительность одного разгрузочного поста, авт./смену.

Описанный метод расчета длины разгрузочного фронта исходит из статистического значения величины входного потока транспортных средств и средней производительности одного разгрузочного поста. Реальные входные потоки могут существенно колебаться в течение дня. Избежать возникновения очередей в этом случае можно, увеличивая производительность одного поста, т.е.увеличивая численный состав бригад, осуществляющих разгрузочные работы. Увеличение количества постов для выполнения погрузо-разгрузочных работ влечет за собой не только рост переменных затрат, но и рост постоянных расходов, вызванных выделением и обустройством дополнительных площадок под разгрузку.

Пропускная способность погрузо-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Характер зависимости имеет форму кривой, представленной на рис.8.4.

Глубина фронта разгрузки определяется длиной грузовиков и их положением относительно разгрузочной рампы. Глубина площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля перпендикулярно рампе, должна на 2 м превышать удвоенную длину транспортного средства (рис.8.5).

Второй вариант [7]

Предполагает использование различных подходов к определению длины участка разгрузки при прибытии грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Потребное число мест разгрузки (или погрузки) автомобилей:

(8.5)

где - часовая интенсивность грузопотока прибытия (или отправления) грузов на автотранспорте, т/час;

средняя загрузка одного автомобиля, т.

Тогда длина участка разгрузки (или погрузки)автомобилей у склада:

Lа= la * ma (8.6)

где lа– длина участка для установки одного автомобиля под погрузку, м

Автомобили под погрузку или выгрузку могут подаваться к складу задним, боковым бортом или под некоторым углом (рис.8.6). Большегрузные автофургоны и контейнеры на автомобиле-платформе подаются к складу задним бортом. При этом обеспечивается и наименьшая длина погрузо-разгрузочного фронта – 4 м в расчете на одни автомобиль. Однако общая ширина автоподъезда к складу при этом оказывается наибольшей (около 30 м). Установка таких автомобилей под углом к складу позволяет уменьшить эту ширину до 22-25 м, однако при этом усложняется и удорожается конструкция строительной части погрузо-разгрузочного участка и самого складского здания.

Типы погрузо-разгрузочных участков, наиболее часто применяемых на складах тарно-штучных грузов, представлены на рис.8.7.

Длина участка разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов определяется как:

Lж = 15 * mв (8.7)

где 15 – длина железнодорожного пути и участка для установку под разгрузку (или погрузку) одного вагона, м;

mв – число вагонов в подаче (группе), одновременно подаваемой под погрузку или выгрузку:

(8.8)

где - расчетный суточный грузопоток прибытия (или отправления) грузов, т/сут;

- средняя загрузка одного вагона, т.

Другие размеры участка погрузки (или разгрузки) железнодорожного транспорта принимаются в соответствии с рис.8.8, 8.9 – с учетом характера подхода погрузо-разгрузочного пути к складу, технологии погрузо-разгрузочных работ и технической оснащенности участков погрузки и разгрузки вагонов.

Аналогичный подход предлагается также и в источнике [1]

Участок приемки (комплектования)

В практике проектирования складских объектов нашли применение несколько методов расчета площади участка приемки (комплектования):

Расчет с использованием укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади осуществляется с помощью формулы:

(8.9)

где Q – объем оборота, руб.в год;

Апр. – доля товаров, проходящих через участок приемки А (или комплектования), %;

q – укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м2;

tпр. – число дней нахождения товара на участке приемки (или комплектования) ;

Ср – примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Примерные значения укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования приведены в учебной и справочной литературе (например, [3], [8]). Аналогичный подход предлагается авторами [10].

Грузооборот на участке приемки, как правило, несколько меньше общего грузооборота склада, т.к.часть груза принимается непосредственно с транспортного средства и с рампы направляется в зону хранения.

Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, т.к. появляется жесткая технологическая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы [3].

Расчет участка (зоны) приемки (отгрузки) со склада исходя из веса товаров можно произвести следующим образом:

(8.10)

где МТС – вес товара в транспортном средстве, т;

у – средний вес товара на 1 м2, т/м2;

kхран. – коэффициент размещения товара в зоне приемки/отгрузки (=0,5);

Gворот – количество ворот.

Аналогично производится расчет площади участка (зоны) приемки (отгрузки) со склада исходя из объема товаров:

(8.11)

где VТС – объем товара в транспортном средстве, м3;

у – средний объем товара на 1 м2, м32 [16].

Приемо-отправочные экспедиции

В первом приближении расчет площади отправочной экспедиции может быть выполнен по формуле:

Sоэ = 0,35 * Sобщ. * Кs (8.12)

где 0,35 – коэффициент, характеризующий зависимость площади отправочной экспедиции от грузовой площади склада;

Sобщ. – общая площадь общетоварных складов, из которых производится отправка товаров через экспедиционный склад, м2;

Кs – коэффициент использования складской площади.

Согласно [12] площадь экспедиционных участков может быть рассчитана на основании положений теории массового обслуживания:

(8.13)

(8.14)

где Qпос., Qотп. – годовой грузооборот системы хранения/переработки (склада) соответственно поступлению и генерации (отпуску) материальных потоков, т/год;

qпос., qотп. – суточный грузооборот системы хранения/переработки (отдельного склада), т/сут.;

Кпос., Котп. – коэффициенты неравномерности поступления и отпуска материальных потоков в систему (на склад);

t1, t2 – время пребывания материальных потоков на приемочном и формировочном участках, сут.;

1 – норма нагрузки на 1 м2 приемочной и формировочной площадок (принимается обычно 0,25 от средней нагрузки на полезную площадь склада), т/м2;

365 – количество календарных дней в году по приему материальных потоков;

255 – среднее расчетное количество дней в году по генерации (формированию) материальных потоков.

Согласно [10] площадь приемо-отправочных экспедиций рассчитывается как:

для приемочной экспедиции

(8.15)

для отправочной экспедиции

(8.16)

где Q – прогноз годового товарооборота, у.д.е./год;

tп.э., tо.э - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной (отправочной) экспедиции, дн.;

Кн – коэффициент неравномерности загрузки склада;

Ср – примерная стоимость одной тонны хранимого на складе товара, у.д.е./т;

Дк – количество календарных дней в году, дн.;

Др – количество рабочих дней в году, дн.;

qэ. – укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспедиционных помещениях, т/м2;

d4 – доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию, %. [10]

Помимо площадей, важным проектируемым показателем является высота склада в зоне хранения. Наиболее сложным определение высоты зоны хранения представляется на складах тарно-штучных грузов. Исходными показателями для расчета высоты в зоне хранения в этом случае являются количество ярусов по высоте и высота одного яруса, в свою очередь зависящие от высоты складской грузовой единицы и используемого подъемно-транспортного оборудования (рис.8.10, 811)

Высота яруса стеллажей:

Ся = С + Δ + е (8.17)

где с – высота укладки груза на поддоне, м;

Δ – собственная высота или толщина поддона ( для плоского поддона) или высота ножек поддона в сумме с толщиной его настила (для стоечного и ящичного поддона) (принимают Δ=0,12 м для металлических поддонов размерами 1200 х 800 мм и Δ=0,15 м – для деревянных поддонов);

е – расстояние по высоте от верха нижнего поддона (для ящичных и стоечных поддонов) или лежащего на нем груза (для плоских поддонов) до низа опорной поверхности следующего по высоте поддона с грузом. Для бесполочных стеллажей принимается е = 60-100 мм, для каркасных – в зависимости от толщины полки е = 110-220 мм; при штабельном хранении е = 0).

Число ярусов по высоте можно определить двумя способами: если известна высота подъема штабелирующей машины и в случае, если известна высота здания, в котором размещается хранилище. При проектировании новых складских объектов целесообразно предварительно определить вид штабелирующей машины, следовательно, число ярусов по высоте определяется как:

(8.18)

где ε {…} – обозначение целой части числа, получающейся в результате выполнения действий в скобках;

Нп – высота подъема захвата штабелирующей машины над полом склада, м (принимают: для электропогрузчиков уравновешенных универсальных Нп = 2,8 или 3 м; для электропогрузчиков с вынесенными опорами Нп = 4-10 м; для мостовых кранов-штабелеров без кабины Нп = 3-5,2 м; для мостовых кранов-штабелеров с управлением из кабины Нп = 4,8; 5,6; 6,8; 8,3; 10 м; для стеллажных кранов-штабелеров Нп = 4,6-14,8 м);

hн – расстояние по высоте от пола склада до уровня нижнего (первого) яруса стеллажей, м (принимают: для электропогрузчиков уравновешенных универсальных, электропогрузчиков с вынесенными опорами, мостовых кранов-штабелеров hн = 0; для стеллажных кранов-штабелеров hн = 0,6-0,75 м) [8]