58. Сварка деталей из чугуна.
Сварка вызывает значительные трудности:
• отсутствие площадки текучести у чугуна, повышенная хрупкость и небольшой предел прочности на растяжение, часто служит причиной образования трещин;
• отсутствие переходного пластического состояния при нагреве до плавления. Высокая жидкотекучесть затрудняет ремонт деталей даже с небольшим уклоном от горизонтального положения;
• получение отбеленных участков карбида железа (Fe 3 C - цементит) затрудняет механическую обработку и вызывает образование трещин.
Чугунные детали можно восстанавливать дуговой сваркой металлическим или угольным электродом, газовой сваркой, порошковой проволокой, аргоно-дуговой сваркой и т. д.
Выбор способа сварки зависит от требований к соединению. При определении метода учитывают: необходимость механической обработки металла шва и околошовной зоны после сварки, получение однородности металла шва с металлом свариваемых деталей; требования к плотности шва; нагрузки, при которых должны работать детали.
На получение качественного соединения влияют технологические и металлургические факторы. К первым относят силу тока, напряжение дуги и скорость нашивки, ко вторым - графитизацию, удаление углерода и карбидообразование.
Холодную сварку выполняют как с подогревом, так и без предварительного подогрева деталей для недопущения отбела чугуна и закалки сварного шва.
Для получения пластичного шва сваривать рекомендуется на низких режимах при силе тока 90... 120 А электродами с малым диаметром (3 мм), короткими валиками (длиной 40...50 мм), с охлаждением деталей после наложения каждого валика до температуры 330...340°С. Это позволяет в некоторой степени снизить долю основного металла в металле шва и значение сварочных напряжений посредством проковки валиков шва сразу же после окончания сварки.
Чтобы получить более мягкую перлитно-ферритную структуру, необходимо, чтобы процесс графитизации прошел более полно, т. е. до такой стадии, при которой осталось бы мало углерода в связанном состоянии. Ускорению графитизации способствуют такие элементы, как С, Si, AI, Ti, Ni и Си, а также малая скорость охлаждения детали. Таким образом заваривают трещины в нижней части блок-картера, особенно в поперечинах, где расположены опорные гнезда для коренных подшипников коленчатого вала двигателей автомобилей ЗИЛ,КамАЗ, МАЗ, ВАЗ и др.
Введение в состав наплавочных материалов кислородсодержащих компонентов способствует максимальному удалению избыточного углерода. Карбидообразующие элементы W, Cr, Vn, Mo связывают углерод в труднорастворимые карбиды. Ручную дуговую холодную сварку чугуна стальными электродами подразделяют на сварку стальными электродами без специальных покрытий; с карби-дообразующими элементами в покрытии; с окислительными покрытиями.Стальными электродами без специальных покрытий сваривают тогда, когда не требуется механическая обработка и не оговариваются плотность и прочность соединения. В качестве электродного материала для сварки применяют электроды Э-34 и Э-42. Основной ее недостаток - появление трещин и отбеленных структур в самом шве и околошовной зоне.При холодной сварке тонкостенных чугунных деталей (рубашки охлаждения блок-картеров, корпуса коробок передач) широко используют проволоки ПАНЧ-11 и ПАНЧ-12.
- 1. Экологические аспекты ремонтного производства автомобилей. Пути их решения.
- 2. Восстановление деталей плазменной наплавкой.
- 3. Восстановление деталей электродуговой металлизацией.
- 4. Применение электромеханической обработки при восстановлении деталей.
- 5. Понятие о производственном и технологическом процессе ремонта автомобилей. Общая схема технологического процесса ремонта.
- 6. Ультразвуковая дефектоскопия деталей.
- 7. Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии.
- 8. Магнитная дефектоскопия деталей.
- 9. Подготовка автомобилей к ремонту. Предремонтное диагностирование, его задачи и содержание.
- 10. Сущность и особенности применения электрошлаковой сварки и наплавки.
- 11. Восстановление деталей газопламенной металлизацией.
- 12. Проектирование технологических процессов восстановления деталей и ремонта сборочных единиц.
- 13. Восстановление коленчатых валов.
- 14. Особенности авторемонтного производства.
- 15. Классификация дефектов. Методы, средства и последовательность дефектации.
- 16. Восстановление распредвалов.
- 17. Восстановление шатунов.
- 18. Восстановление головки блока.
- 19. Технологические процессы разборки автомобилей и их агрегатов. Применяемое оборудование и оснастка.
- 20. Особенности механической обработки деталей при ремонте.
- 21. Дефектоскопия. Методы дефектоскопии.
- 22. Технология ремонта резьбовых осаждений.
- 23. Комплектование деталей при ремонте. Сущность и задачи, технические требования на комплектования деталей.
- 24. Ремонт гильз цилиндров.
- 25. Балансировка деталей и сборочных единиц при ремонте
- 26. Технология заделки трещин в корпусных деталях фигурными вставками
- 27. Сборка объектов ремонта. Последовательность и правило сборки. Механизация и автоматизация сборочных работ.
- 28. Применение пойки в ремонтном производстве. Виды пойки, типы припоев и флюсов.
- 29. Назначение и сущность обкатки агрегатов и машин. Методы ускорения обкатки.
- 30. Способы и технологии нанесения полимерных материалов, их сущность, особенности и области применения.
- 31. Испытание отремонтированных машин. Влияние технологи сборки, обкатки и испытаний на качество отремонтированных автомобилей.
- 32. Восстановление деталей полимерными материалами. Виды полимерных материалов, применяемых при ремонте машин.
- 33. Методы восстановления посадок деталей при ремонте автомобилей
- 34. Восстановление деталей железнением
- 35. Применение газовой сварки при ремонте. Сварочные материалы для газовой сварке.
- 36. Технология нанесения покрытий напылением. Пути повышения сцепляемости покрытий, свойства нанесенных покрытий.
- 37. Восстановление деталей автоматической наплавкой под флюсом.
- 38. Восстановление деталей детонационным напылением.
- 39. Восстановление деталей вибродуговой наплавкой.
- 40. Особенности удаления старых лакокрасочных покрытий, нагара, накипи, продуктов коррозии.
- 41. Значение и задачи очистки при ремонте автомобилей. Виды и характеристики загрязнений.
- 42. Восстановление и ремонт шестерен.
- 43. Классификация способов очистки. Струйная, погружная и специальные способы очистки. Применяемое оборудование.
- 44.Восстановление деталей намораживанием.
- 45. Методы интенсификации и оптимизации технологического процесса очистки. Решение вопросов экологии при очистке.
- 46.Восстановление деталей пластическим деформированием.
- 47.Основные критерии и порядок выбора рационального способа восстановления.
- 48. Ремонт стальных деталей ручной дуговой сваркой и наплавкой. Выбор электродов. Сварочное оборудование.
- 49.Электролитическое нанесение металлов, сущность процесса. Способы нанесения покрытий.
- 50. Восстановление деталей электроконтактной приваркой ленты, проволоки, порошков.
- 51.Виды, методы и система ремонта автомобилей.
- 52. Ремонт деталей с применением свертных втулок.
- 53. Характеристика моющих средств, применяемых в ремонтном производстве.
- 54. Восстановление корпуса коробки передач.
- 55. Ремонт деталей методом ремонтных размеров.
- 56.Физико-механические основы моющего средства.
- 57.Механизация и автоматизация технологических процессов.
- 58. Сварка деталей из чугуна.
- 59.Восстановление деталей хромированием.
- 60.Сварка деталей из аллюминиевых сплавов.