logo
18, 19, 20

19 Зерновое хозяйство Мира. Динамика производства зерна, торговли и потребления, зерновой баланс Мира.

Особенностью размещения зерновых культур – широкий ареал возделывания.

Для удовлетворения потребностей человека и на корм скоту необходимо в среднем 1 тонна зерна на душу населения. 900 млн голодающих По абсолютному количеству голодающих лидирует Южная и Юго-Восточная Азия, по доле голодающего населения — Африка. Среднемировое производство зерновых на душу населения составляет около 350 кг, максимальный показатель имеет Канада — более 2 тыс кг,

Урожайность зерновых в 1900 году – 900 млн тонн. 200 год – 2 млрд. 2011 – 2,3 млрд. Посев зерновых – 650 млн Га. 1 –Китай(485 млн т.), 2- – США (420), 3- – Индия (245) 4 – РФ (95 млн т, было больше 100).

. В мире главными зерновыми культурами являются пшеница, кукуруза и рис. Пшеница — культура умеренною пояса. В странах более жарких по климатическим условиям пшеницу возделывают, как правило, в зим­ний период. Пшеничный пояс северного полушария включает США и Канаду, западноевропейские страны, страны Восточной Европы. Ук­раину. Россию. Казахстан. Китай, Индию; южного полушария — Аргентину, ЮАР, Австралию Австралию Главными экспортерами пшеницы являются развитые страны. Ввозят пшеницу Италия, Бразилия. Испания. Алжир. Япония. Египет. Индонезия и многие другие страны. По пр-ву пшеницы 1 – Китай.(115 млн т) 2-индия (81) 3 – РФ (65).

. Кукуруза выращивается на всех континентах. В течение длительно­го периода главным производителем кукурузы остаются США. В мире производят 815 млн т кукурузы. 1) США 2) Кита 3) Бразилия 4) Мексика 5) Индия. В развитых странах кукуруза используется в основном как кормовая культура, в развивающихся странах — как продовольственная. Главными импортерами являются Япония (16.6 млн т). Китай (11.7 мли т). Южная Корея (9.0 млн т). ввозят куку­рузу многие страны Европы, что привело к формированию крупных животноводческих комплексов в портах.

Рис - третья по значению зерновая культура в мире, является ос­новой питання более чем 2 млрд человек. Большая часть риса произво­дится в Азии, а доля Китая. Индии. Бангладеш и Индонезии составляет 70 % мирового производства риса. Урожайность риса более высокая, чем других зерновых культур. Пр-во риса: 1) китай (200 млн т) 2)индия (113)3) индонезия главными экспортерами являются Таиланд. Индия. США, Вьетнам. Пакистан. Импортеры: Филиппины, бангладеш, ОАЭ, сауд Аравия. Из других зерновых культур довольно широкое распространение имеют ячмень и овес, которые используются, главным образом, как кормовые культуры.

Структуру производства и потребления зерна характеризует такой показатель, как зерновой или хлебный баланс(пр-во к потреблению). Большинство стран в мире имеют пассивный хлебный баланс(активный/пассивный).

20Основные черты географии животноводства Мира.

В структуре животноводства выделяют: разведение крупн рог скота, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство. Итд. В последнее время доля животноводства в сх растет, увеличивается интенсификация пр-ва. Основная часть продукции производится в умеренном поясе. В целом характерна неравномерность в уровне развития. 3 основных района: зап Европа, Сев Америка, Австралия м Новая зеландия.

1)Европа – молочно-мясное направление, свиноводство, птицеводство. Сдвиг пр-ва в порты.

2) США

3) Австралия и НЗ – пастбищное овцеводство.

Крупн рог скот – 1370 млн голов. Бразилия, Индия, США.

Свиноводство – 938 млн. Китай. – 447.

Овцеводство – 1,1 млрд. Китай, Австралия.

Самое дорогое мясо-мраморная говядина.

Мясо: мир – 280 млн т. Китай – 78, США – 42. Бразилия – 23.

№ 21. География производства важнейших технических культур мира. Особенности производства технических культур: 1. Более узкий ареал возделывания (нужны определенные климатические условия); 2. Высокая товарность производства; 3. Нередко становятся монокультурами. 1. Волокнистые культуры. Хлопок. В России не производится; используется для производства текстиля и пороха. Выращивается в странах: Индия, Северная Африка, Греция, Испания, Бразилия, Япония. Производство хлопка-сырца 70 млн т, треть которого – хлопок сырец, нетранспортабельное сырье. Хлопковое волокно производят 1)Китай, 2)Индия, 3) Пакистан, Бразилия, США, Узбекистан. Главные импортеры – развитые страны.  Льняное волокно: общее производство – чуть более 500 тыс. т. 1) Китай – 245 тыс.т.2)Франция, 3)Россия (53 тыс.т.).Также к волокнистым относятся сизаль, пенька и джут.2. Сахароносные культуры: сахарный тростник и сахарная свекла. Сахарный тростник: производство около 2 млн т, 1)Бразилия – около 700 тыс.т.; Индия, Китай, Таиланд, Пакистан, США. Главный экспортер – Бразилия. Сахарная свекла: ведущие производители - Франция, США, Германия, Россия (Центрально-чернозёмный, Северо-Кавказский районы) 3. Масличные культуры используются для производства пищевых продуктов и лакокрасочных изделий. В отрасль входит производство сои, рапса, подсолнечника, оливы, кунжута, арахиса и касторового масла (последнее – клейковина); а также масло хлопковых семян. По производству масличных культур выделяются США, Китай, Бразилия. В структуре производства масличных культур более половины приходится на соевые бобы, главными производителями являются США, Бразилия, Китай, Россия. Хлопковые семена: в основном Китай и Индия, США, Бразилия. Семена подсолнечника получают в России, на Украине. Для получения оливкового масла используются в основном плоды оливковых деревьев (Средиземноморье).4. Тонизирующие культуры.Чай: 4 млн т производится, треть – в Китае (также Индия, Шри-Ланка, Кения)Кофе: 9 млн т; Бразилия, Вьетнам, Колумбия, Мексика, Индонезия, Гватемала (вывозит 100%).Какао: 3 млн т Кот Д’Ивуар, Гана, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Камерун.Табак: США, Индия, Турция, Пакистан, Куба.

№ 22 Транспорт как отрасль материального производства. Транспортные системы мираУровень развития транспортной системы отражает уровень развития страны, выполняет важнейшие функции) экономические, политические, социальные, культурные, оборонные). Осуществляемая работа транспорта включает процессы: перемещение грузов, погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, прибывших на конечный пункт или готовых к отправке.80% длины транспортных путей и автопарка, 70% грузооборота – развитые страны. Подразделяется на ж/д, автомобильный, морской, трубопроводный, авиационный.Транспортные системы мира:1. Северо-Американская: наибольшее развитие всех видов транспорта, наибольшая мощность грузооборота и пассажирооборота; ж/д транспорт – 1/3 грузов, чуть меньше – автотранспорт. 2. Западно-Европейская: регион с большей плотностью населения, поэтому больше густота дорог; высокая доля смешанных перевозок и высокий уровень развития системы.3. Высокая плотность, но из-за природных условий нет трубопроводного и внутреннего водного транспорта.4. Система развивающийся стран – «древовидная», т.к. магистрали существуют от источников сырья к месту вывоза (портам). Основные показатели: перевозки (количество перевезенных грузов в тоннах), грузооборот (количество грузов, перевезенное на определенное расстояние), грузоподъемность, количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот (пассаж.*км)

№23. Ж/Д транспорт.Первая дорога – 1830 г., Манчестер – Ливерпуль. В России – 1837 г., Петербург – Царское село.+: независимость от сезона и погоды; дороги можно проложить почти везде, дешевле, чем автодороги; низкая себестоимость перевозки; высокая скорость.–: небольшая грузоподъемность (60 т – 1 вагон); проблема унификации колеи (в разных странах – разная ширина колеи); проблема электрификации. Существует тенденция к сокращению дорог. Тем не менее, 1) США – 195 тыс. км дорог;2) Россия – 86,3 тыс.км;3) КанадаГустота: 1) Швейцария: 18км/100 км2Индия – 1,0; Россия – 0,5 км/100 км.