logo
18, 19, 20

26 Особенности развития внутреннего водного транспорта Мира

Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта, включает речной и озерный. Конфигурация водных путей определяется речной сетью, наличием искусственных водных путей, озер, водохранилищ. На развитие внутреннего водного транспорта оказывают влияние физико-географические условия, прежде всего климатические, в северных широтах работа этого вида транспорта подвержена сильному влиянию сезонности. Тоннаж судов внутреннего водного транспорта составляет около 10% от морского. Протяженность внутренних водных путей составляет более 550 тыс. км. Обширной системой внутренних водных путей располагает Западная Европа, главными речными магистралями которой являются системы Рейна и Сены. В Северной Америке главной речной системой является Миссисипи-Огайо, здесь же существует уникальная система Великих озер. Для азиатских стран наибольшее значение принадлежит речным системам Китая (Хуанхэ и Янцзы), Индии (Инд и Ганг), стран Индокитайского п-ова (Меконг и др.). В Африке важнейшими явл речные системы Конго, Нигера, Нила, Замбези. Протяженность искусственных водных путей составляет около 30 тыс км. Среди важнейших можно упомянуть Береговой канал (США), Среднегерманский канал, искусственные каналы на территории европейской части России (Беломоро-Балтийский, Волго-Донский, им.Москвы и др.).

Провозная способность речным транспортом на крупных реках больше, чем у железнодорожного и автомобильного. Малые реки уступают железнодорожному транспорту. По рекам перевозят, главным образом, массовые грузы. По грузообороту лидируют США, Канада, ФРГ, Нидерланды. Крупнейшие порты на реках не уступают морским по количеству принимаемых и отправляемых грузов. К ним можно отнести Чикаго, Толидо, Дулут, Детройт(США), Франхфрут-на-Майне, Мангейм-на-Рейне (ФРГ). Для этого транспорта в общем грузообороте снижается, особенно в развитых странах. Для работы речного транспорта особую трудность представляет проблема заиления дна, что снижает эффективность его деятельности. К перспективным направлениям развития речного транспорта можно отнести все большее использование судов типа *река-море*, на подводных крыльях, повышение грузоподъемности.

вопрос 27. Характеристика трубопроводного транспорта мира, перспективы развития. Сравнительно молодой среди других видов транспорта. Для его развития характерны самые быстрые темпы роста в ХХ в. Преимущество - экологическая чистота. Транспортируют не только нефть и газ, но и уголь, железную руду в размельчённом виде - пульпопроводами. А также продукты нефтепереработки по продуктопроводам. Для развивающихся стран характерна прокладка трубопроводов от месторождений к портам вывоза, для развитых (Европа) - от портов ввоза к центрам потребления. В США от районов добычи к центрам потребления. Япония не имеет трубопроводного транспорта.  По протяжённости нефтепроводов лидирует США (325 тыс.км.), по газопроводам тоже они (549 тыс.км.), Россия на втором месте, далее Канада, Германия, Франция.  Примеры трубопроводов: 1) самый длинный – нефтепровод «Дружба» - от месторождений Западной Сибири до Западной Европы. 2) газопровод протяженностью 2,5 тыс.км: из Алжира через Тунис, по дну Средиземного моря, через Сицилию до Генуи. 3) трубопровод из Алжира через Гибралтар в Испанию. Характерно строительство более быстрыми темпами морских трубопроводов. Связано это явление с открытием новых районов добычи нефти и газа на морском шельфе многих стран. Перспективы развития - строительство трубопроводов будет происходить в развивающихся странах, располагающих ресурсами нефти и газа.