logo
18, 19, 20

24 Роль автомобильного транспорта на современном этапе развития экономики Мира; его характеристика, тенденции и перспективы развития.

Автомобильный транспорт играет главную роль как в перевозке пассажиров, так и грузов(более 80%), но средняя дальность перевозок невелика (около 30км). В мировом грузообороте доля автомобильного транспорта не превышает 10%. Протяженность автомобильных дорог составляет около 30 млн.км, автомобильный парк планеты насчитывает более 600 млн автомобилей. В структуре парка имеется значительное превышение легковых автомобилей над грузовыми. Чем выше уровень развития страны, тем ниже доля грузовых автомобилей в автомобильном парке. В странах с небольшой площадью наблюдается преобладающая роль автомобильного транспорта в грузоперевозках. В большинстве стран преобладают дороги с твердым покрытием, доля их гораздо ниже в развивающихся странах. На первом месте по грузообороту в мировом автомобильном транспорте находятся США, автомобильный парк которых насчитывает юолее 231 млн(2002г) на втором-Япония(более 70млн),на третьем ФРГ(около 47млн). Значительным парком автомобилей располагают такие страны, как Франция, Великобритания, Италия и д.р европейские страны. Быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт в странах Ближнего Востока (Кувейт, Саудовская Аравия и д.р). Обеспеченность легковыми автомобилями населения страны отражает такой показатель, как кол-во автомобилей на 1000 жителей. Лидирует по этому показателю Италия (560), США (520), ФРГ (500), подобные показатели хар-ны для других развитых стран. В Японии этот показатель составляет 370 автомобилей на 1000 жителей.

Густота дорог так же отражает уровень развития автомобильного транспорта, она гораздо ниже в развивающихся странах. Например, в Южной Америке густота дорог приблизительно в 4 раза меньше, чем в Северной Америке. Большое значение для развития автомобильного транспорта имеет строительство трансконтинентальных магистралей. Подобные магистрали протянулись от Тихоокеанского побережья до берегов Атлантического океана, через Канаду и США в меридиональном направлении, через страны Латинской Америки, через пустыню Сахара в Африке и т.д. Другим направлением в развитии автомобильного транспорта является создание сети скоростных дорог. Особенно развитые системы скоростных дорог сформировались в Западной Европе, Японии и США. Развитию строительства скоростных автомобильных дорог в Западной Европе способствовала отмена таможенных пошлин в рамках ЕС. В Германии сложилась решетчатая структура дорог, во Франции – реальная с центром в Париже. В целом же сетью скоростных дорог охвачены все страны ЕС. Решетчатая система автомобильных дорог сложилась и в США.