25Особенности развития морского транспорта Мира
Морской транспорт имеет первостепенное значение для экономических связей. Нормальное функционирование мирового хозяйства без морского транспорта было бы невозможно из-за территориального разрыва между районами производства и потребления. Например, в Великобритании, Японии – 98% , в США- 90% внешнеторговых перевозок выполняется этим транспортом. Доля мирового транспорта в грузообороте мира – более 70%, в перевозках грузов – около 5%. Географию морских перевозок определяет не столько сеть путей сообщения, как это есть в наземном транспорте, а и сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей. Морской транспорт имеет свои преимущества: большую грузоподъемность, неограниченную пропускную способность, сравнительно малые капитальные вложения, небольшие расходы энергии на 1 тонну груза. К недостаткам относят зависимость от погодных, физико-географических условий, необходимость создания сложного портового хозяйства.
Мировой морской тоннаж в 2002г, составил 497 млн. бутторегистровых тонн. Лидеры: Панама (124,7 млн.т), Либерия(50.4), Багамские о-ва(35.8), Греция(29), Мальта(26.3), Япония(14), значительным флотом располагают так же Норвегия, США, Багамские о-ва, Россия, Великобритания, Италия, Франция. Из развивающихся стран выделяются по тоннажу Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Сингапур. Около 70% тоннажа мира контролируются развитыми странами. Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Бермудские и Багамские о-ва, предоставляют свои флаги другим странам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату и т.д. Под такими *дешевыми* флагами ходят около трети судов мира. Настоящими владельцами явл. США, Япония, Великобритания и д.р. Например, США под *дешевыми* флагом имеют флот тоннажем около 30 млн бр рег тонн. Тоннаж судов развитых стран сокращается, в развивающихся растет. С одной стороны наблюдается рост тоннажа в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия, с другой стороны, растет флот в странах, которые продают свой флаг. В структуре флота 37% составляют танкеры, 24% балкеры, 25% суда для генеральных грузов, 7% контейнеровозы. Развитие контейнерных перевозок привело к созданию новых судов, где подгрузка и выгрузка осуществляется не вертикальным способом а горизонтальным, этот способ ускоряет погрузочно-разгрузочные работы. В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония. Китай, Великобритания, Италия, Франция.
Порты по своему назначению делятся на универсальные и специализированные. Крупнейшими универсальными портами мира являются, например, такие как Сингапур (325 млн т.грузооборот), Роттердам(Нидерланды 320 млн), Новый Орлеан (США 225 млн), Тиба, Япония, Нью-Йорк. Филадельфия(США) и др. Среди специализированных портов самыми крупными являются нефтеналивные (Кувейт,Иран). К Крупнейшим угольным портам относятся Хэмптон-Роудз(США), Ньюкасл(Австралия), Дуран(Юар), железорудным – Тубаран (Бразилия), Порх-Хедлонд (Австралия). Фосфоритовым – Тампа(Сша), Касабланка(Морокко). В целом в мире насчитывается около 2000 морских портов, большая часть из них приходится на бассейн Атлантического океана(до 70%). Однако по кол-ву перевозимых грузов с 80-ых г.лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов 12 расположены на побережье Тихого океана. Связано это с возрастанием роли в мировом хозяйстве стран АТР. Меньшую роль в перевозках играет Индийский океан.
В развитых странах импортные грузы вдвое превышают экспортные. Наиболее мощные потоки грузов направляются из района Персидского залива. Особую роль в морском судоходстве играют каналы – Суэцкий, Панамский, Кильский.
В развитии судоходства тяжелая ситуация наблюдалась в периоды энергетических кризисов вследствие значительных сокращений перевозок нефти. В конце 80-ых годов усилилась тенденция старения мирового торгового флота. Самым молодым флотом располагает ФРГ. В последние годы сократилось строение супертанкеров.
В развитии морского транспорта можно отметить еще одну тенденцию – усиление транспортного процесса. На меньшем числе основных трасс и магистралей, транспортных узлов. Для морского транспорта существует проблема обеспечения стыков различных видов транспорта , прежде всего морского и воздушного, крупнейшие порты все чаще становятся международными распределительными центрами.
- Нефтяная промышленность мира: география нефтеперерабатывающей промышленности, тенденции и перспективы её развития.
- 6. Газовая промышленность мира. Современное состояние, тенденции и перспективы развития.
- 2010.Добыча газа . Мир- 3,2 трл.М3(кризис 2009 г. Снизил потребление на 44 млн м3)
- 7.Угольная промышленность мира: география запасов, добычи и потребления угля; перспективы развития отрасли.
- 8.Электроэнергетика мира. Особенности размещения тепловой, гидро- и атомной электроэнергетики. Тенденции и перспективы развития.
- 1) Чугуна -доменное производство, 2) стали (мартеновское, кислородноконвертерное и электросталеплавильное), 3) проката (прокатное производство).
- 15 Хим пром мира,отраслевая стр-ра, современное состояние
- 17. Основные черты развития и размещения отраслей химии органического синтеза Мира.
- 18 Общие черты развития географии сельского хозяйства Мира
- 19 Зерновое хозяйство Мира. Динамика производства зерна, торговли и потребления, зерновой баланс Мира.
- 24 Роль автомобильного транспорта на современном этапе развития экономики Мира; его характеристика, тенденции и перспективы развития.
- Автомобильные дороги.
- 25Особенности развития морского транспорта Мира
- 26 Особенности развития внутреннего водного транспорта Мира