logo
Глава IV

Аппараты разные

Реверсор (Р). На тепловозе ТУ2 установлен реверсор типа ПР-159А-1.

Барабан реверсора имеет два положения — «Вперед» и «Назад». Поворот барабана осуществляется пневматическим приводом.

При повороте барабана изменяется направление тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, т. е. и направление вращения их якорей. В результате изменяется направление движения тепловоза.

Реверсор (рис. 90) состоит из главного и блокировочного барабанов, укрепленных на шестигранном валу 5. Подшипники вала смонтированы на кронштейнах 7.

На валу устанавливаются силовые сегменты 19. На стойках 1 укреплены шестнадцать силовых пальцев 15 и восемь блокировочных пальцев 24. Вал реверсора 5 и стойки 1 изолируются.

Привод реверсора (рис. 91) представляет собой пневматический механизм поршневого типа с двумя цилиндрами, сжатый воздух в которые подается через один из электропневматических вентилей («Вперед» или «Назад»).

Поршни 4 при помощи ползуна соединены между собой. Ползун штифтом 5 связан с вилкой мотыля 10. Цилиндры уплотняются кожаными манжетами 3.

При включении катушки электропневматического вентиля 9 сжатый воздух поступает в цилиндр и перемещает поршень 4 с ползуном, поворачивая мотыль 10. Вслед за мотылем поворачивается и вал реверсора 5 с сегментами 19 (см. рис. 90).

Основные технические данные реверсора типа ПР-159А-1

Ток длительный, А ............ 400

Силовые пальцы: количество ............. 16

нажатие, кГ............. 3,5—4,5

Блокировочные пальцы: количество ……..8

нажатие, кГ…………………1-2,5

Тип привода …………………….электропневматический поршневой

Электропеневматические вентили: тип ………… ВВ-2

количество ……………2

Вес реверсора, кг………………….58,19

Электропневматические вентили. На тепловозе применяются включающие электропневматические вентили (рис. 92) типов ВВ-1, ВВ-2 и ВВ-З, предназначенные для управления пневматическими приводами механизмов тепловоза.

При возбужденной катушке вентиль соединяет цилиндр привода с источником сжатого воздуха. При невозбужденной катушке вентиля воздух из цилиндра выпускается в атмосферу.

Электропневматические вентили типа ВВ-1 устанавливаются на сервомоторе регулятора числа оборотов коленчатого вала дизеля (обозначение катушек вентилей на схеме ВТ1, ВТ2 и ВТЗ).

Электропневматические вентили типа ВВ-2 предназначены для управления пневматическим приводом реверсора (обозначение катушек на схеме — «Вперед» и «Назад»).

Электропневматические вентили типа ВВ-З устанавливаются на механизме включения муфты вентилятора (обозначение — ВМ) и воздухопроводе к форсункам песочниц (обозначение — КЛП1 и КЛП2).

Основные технические данные электропневматических вентилей приведены в табл. 7.

Таблица 7

Технические данные

Вентиль

ВВ-1

BB-2

ВВ-3

Номинальное давление воздуха, am ....

5

5

5

Максимальное давление воздуха, am . . .

7

7

7

Ход клапана, мм ............

0,85—0,95

0,85—0,95

0,85—0,95

Катушка:

число витков ..............

12000

7170

6500

марка провода .............

ПЭЛ

ПЭЛ

ПЭЛ

диаметр провода, мм. .........

0,18

0,25

0,31

сопротивление при 20° С, ом ......

790

328

215

номинальное напряжение, в ......

75

75

75

Ток срабатывания при 5 am, а.......

0,041

0,07

0,14

Вес вентиля, кг ..............

1,5

1,75

2,4

Количество на тепловозе ..........

3

2

3

Контроллер машиниста (КМ1, К.М2). При помощи контроллера машиниста осуществляется управление тепловозом. На тепловозе установлены два восьмипозиционных контроллеры (по одному в каждой кабине) типа КВ-8А-6 (рис. 93).

Контроллер имеет две рукоятки:

а) с помощью главной рукоятки осуществляется управление регулятором числа оборотов дизеля и включение и выключение в определенном порядке некоторых электрических цепей;

б) реверсивная (съемная) рукоятка служит для управления электропневматическими вентилями привода реверсора.

Главная и реверсивная рукоятки имеют взаимную механическую блокировку.

При нулевом положении реверсивной рукоятки главная рукоятка заблокирована в положении «Холостой ход». При 1—8 положениях главной рукоятки реверсивная рукоятка заблокирована в положении «Вперед» или «Назад».

Корпус контроллера состоит из угольников 1, верхней 4 и нижней 14 крышек и стального кожуха.

В корпусе расположены: главный вал 8, вращающийся в латунных подшипниках, смонтированных в верхней 4 и нижней 14 крышках. На валу установлен главный барабан, имеющий шесть кулачковых шайб 20. Реверсивный вал 3 с барабаном 10 имеет две кулачковые шайбы. На концах валов 3 и 8 расположены главная 6 и реверсивная 5 рукоятки. На изоляционной панели 9 укреплены неподвижные контакты, а на панели 11 — пальцы с подвижными контактами.

При повороте вала 8 ролик 23 пальца катится по боковой поверхности кулачковой шайбы и под действием включающей пружины попадает в вырезы шайбы. В этот момент контакты 27 и 28 замыкаются.