Анализ возможностей создания авиаперевозчиков типа LCC (низко-бюджетных перевозчиков) в России

курсовая работа

1. Характеристика низкобюджетных перевозчиков, история полетов в Российской Федерации

По итогам исследования бизнеса крупных международных авиаперевозчиков можно выделить следующие характерные для традиционных и низкобюджетных авиакомпаний черты:

- низкобюджетные (лоу-кост авиакомпании: максимально возможное сокращение затрат по всем статьям и направлениям бизнеса; парк ВС, состоящий из новых самолетов с максимальной унификацией ВС в парке; большая доля авиаперевозок на внутренних воздушных линиях; сравнительно невысокие затраты на персонал и высокая производительность труда; использование второстепенных аэропортов; использование одного класса;

- традиционные сетевые авиакомпании: большая доля на международном рынке; высокое качество наземного обслуживания, а также на борту ВС за счет предоставления полного комплекса услуг; широкое использование коммерческих программ сотрудничества между авиакомпаниями и участие в глобальных альянсах; развитая маршрутная сеть по всем категориям дальности авиаперевозок, высокая частота рейсов, использование крупных узловых аэропортов; собственный хэндлинг и оказание аутсорсинговых услуг другим авиакомпаниям.

Общие характеристики для лоу-кост авиакомпанийи для традиционных авиаперевозчиков: использование современных технологий, систем управления доходностью, повсеместное использование электронных продаж и эленктронной регистрации; применение систем хеджирования затрат на авиаГСМ.

Таким образом, бизнес-модель лоу-кост авиаперевозчиков имеет существенное отличие от сетевых традиционных авиакомпаний, основное отличие - сокращение издержек по всем возможным статьям расходов.

Бюджетная авиакомпания, низкобюджетная авиакомпания, дискаунтер, авиакомпания лоу-кост - эксплуатант, предлагающий низкую стоимость авиаперевозки, при этом предоставляющий минимальное количество бесплатных услуг, а также предоставляющий большинство традициогнных услуг за отдельную плату.

Концепция низкобюджетных авиаперевозок зародилась в Соединенных Штатах Америки. В Европе она начала динамично развиваться в начале 1990-х годов. Далее после США и Европы данная бизнес-модель начала применяться во многих других странах мира.

Первой лоу-кост авиакомпанией была Pacific Southwest Airlines в США, которая начала полеты 06.05.1949 г.

Но более корректно данное первенство и наиболее успешную реализованную модель приписывают авиакомпании Southwest Airlines, которая начала функционировать в 1971 и вела прибыльный бизнес с 1973 года.

Также после введения дерегулирования рынка авиаперевозок в Европе новым успешным игроком на рынке стала авиакомпания Ryanair (Ирландия), которая начала функционировать в 1990 году, следом за ней вторым наиболее успешным европейским авиаперевозчиком стала авиакомпания EasyJet, созданная в 1995 году.

В Азии и Океании лоу-кост бизнес-модель стала развиваться с 2000 года. Основными авиакомпаниями в данном сегменте стали Air Asia (Малайзия), Air Dessan (Индия) и Virgin Blue (Австралия).

Low-cost модель оказалась востребованной во всём мире, однако для дальнейшего её продвижения был необходим ряд дополнительных факторов внешней среды, включая дальнейшую либерализацию рынка авиаперевозок.

В 2006 году низкобюджетные авиаперевозчики появились в Саудовской Аравии и Мексике. Данные авиаперевозчики создали прецедент финансовой угрозы традиционным авиакомпаниям, при этом структура затрат и высокий их уровень у традиционных перевозчиков ограничил их возможности конкурировать с низкобюджетными авиаперевозчиками по цене. Отметим, что цена - это наиболее важный параметр, характеризующий продукт авиаперевозки для пассажира и имеет важное значение при выборе в пользу той или иной авиакомпании.

Начиная с 2001-2003 гг., кризисных для авиационной отрасли лет (террористические акты), многие традиционные авиаперевозчики понесли убытки, тогда как большинство низкобюджетных авиаперевозчов декларировали прибыли. Поэтому традиционные авиаперевозчики стали создавать собственные лоу-кост компании, в частности Go (дочерняя компания British Airways), Buzz (дочерняя компания KLM), Air India Express (дочерняя компания Air India). Однако вскоре они обнаружили, что такое нововведение вредит основному бизнесу. Исключение стали Bmibaby, Germanwings (группа Lufthansa) и Jetstar (владелец Qantas), принадлежащие традиционным авиакомпаниям, предоставляющим пассажирам полный сервис, и успешно функционирующие и делящие рынок в рамках единой группы компаний.

Отметим, что лоу-кост авиаперевозчики создают конкуренцию чартерным авиакомпаниям.

Включение в Европейский Союз некоторых стран, а также введение изменений в регулятивной среде Европейского Союза в части еще не присоединившихся к ЕС стран привело к соглашениям типа «open skies». После введения режима открытого неба в Европе начали появляться новые эксплуатанты, в том числе Wizz Air (Венгрия/Польша), SkyEurope (Словакия). Wizz Air совершила свой первый рейс 19.05.2004 г., SkyEurope -13.02.2002 г. Напрмиер, к концу 2007 года в Европе более сорока пяти низкобюджетных авиакомпаний выполняли полеты по более 3,5 тысяч маршрутов, что говорит о перспективности выбранной ими бизнес-модели.

Первой лоу-кост авиакомпанией в России стала SkyExpress, основанная в марте 2006 г.

Первый рейс авиакомпания выполнила по маршруту Москва - Сочи 29.01. 2007 г.. В 2011 году авиакомпания выполняла полеты в 16 аэропортов. Парк ВС авиакомпании - Боинг 737-300 и 737-500 был взят в операционный лизинг. Летом 2011 года авиакомпания приобрела два Airbus A320. В конце 2011 года авиакомпания была поглощена авиакомпанией «Авиалинии Кубани». С 30.10.2011 г. авиаперевозчик остановил выполнение регулярных пассажирских рейсов.

Другой российский лоу-кост авиаперевозчик «Авианова» получил сертификат эксплуатанта 30.06.2009 г. С середины августа авиакомпания открыла онлайн продажи. В маршрутной сети авиакомпании в 2011 г. было более 20 маршрутов. Парк ВС составляли 6 самолетов Airbus A320. В связи с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием и конфликтом акционеров авиакомпания остановила регулярные пассажирские перевозки с 00.01 МСК 10.10.2011 г. 23.04.2012 г.авиакомпания «Авианова» была признана банкротом.

В октябре 2013 года авиакомпания «Аэрофлот» зарегистрировала низкобюджетного авиаперевозчика «Добролёт», который получил сертификат эксплуатанта 19 мая 2014 года. Парк ВС перевозчика состоит на данный момент из двух самолетов Boeing 737 NG и одного регионального SSJ 100. Предполагается, что до конца года парк будет доведен до восьми самолетов Boeing 737 NG. Каждая из машин рассчитана на перевозку 189 пассажиров.

Авиакомпания "Аэрофлот" обеспечила прямой контроль в ООО "Добролет" в октябре 2013 года. Доля участия в уставном капитале - 100%. Величина инвестиций группы "Аэрофлот" составит порядка 100 млн. долларов в течение двух лет.

В первый год компания планировала начать авиаперелеты из столицы по восьми направлениям на ВВЛ: Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Махачкала, Новый Уренгой, Самара, Санкт-Петербург, Уфа.

Далее авиакомпания планирует расширить маршрутную сеть до 19 пунктов назначения, на следующем этапе - до 26. Предполагается, что в 2016 году компания начнет летать за рубеж - в Киев, Ереван и Стамбул. Первоначальные планы были скорректированы после приема Республики Крым в состав Российской Федерации.

27 мая 2014 года авиакомпания открыла продажу авиабилетов на собственном сайте. К продаже открыт рейс из Москвы (Шереметьево) в Симферополь с 12 июня. Билет "туда и обратно" можно было купить по цене от 1959 руб. со всеми таксами и сборами.

Принципиальное отличие низкобюджетных авиакомпаний от «традиционных» состоит на четырех базовых пунктах:

1. одноклассная компоновка воздушных судов;

2. построение тарифов «по меню» (когда все дополнительные услуги приобретаются отдельно);

3. отсутствие стыковочных рейсов;

4. полное доминирование онлайн-продаж.

Другие особенности низкобюджетных авиакомпаний, такие как выбор второстепенных аэропортов, унификация парка ВС и т.д., больше относятся к снижению издержек, а не к ориентации на целевые группы потребителей.

Со временем «массив» авиакомпаний, так или иначе причастных к лоу-кост движению, получил выраженную сегментацию на собственно «низкозатратные компании» и на «дискаунтеров», которые совмещают в себе технологии работы и тех, и других, при этом получая возможность продавать часть билетов по дисконтным тарифам. Впрочем, большинство пассажиров и неспециалистов принципиальной разницы между лоу-кост моделью и гибридными не видят. Вариантов гибридных моделей оказалось много, и почти каждая авиакомпания нашла свою рыночную нишу. Ниже в таблице 1 представлены основные отличия традиционной авиакомпании от низкобюджетной.

Таблица 1 - Основные отличия низкобюджетной авиакомпании от традиционной.

Низкобюджетная авиакомпания

Традиционая авиакомпания

Бренд

Один бренд - «низкая цена»

Обширный бренд - «цена и сервис»

Цена билета

Простое построение цены

Сложное построение цены

Каналы дистрибуции

Интернет

Интернет, собственные офисы, туристические агентства

Регистрация на рейс

Без билета (распечатка из интернета, СМС уведомление, саморегистрация)

Билет и без билета

Используемые аэропорты

Второстепенные

Основные

Система маршрутов

Прямые рейсы от точки до точки (“point-to-point”)

Ступица и спицы (“hub and spoke»)

Количество классов обслуживания

Один

Больше чем один

Дополнительный сервис

Платный

Все включено

Использование парка воздушных судов

Интенсивное

Средняя интенсивность

Время разворота в аэропорту

Не более 25 мин

Более 40 мин

Продукт

Один продукт

Большое количество интегрированных продуктов

Дополнительна прибыль

Реклама, дополнительные сервисы

Фокус на основном продукте

Места на борту

Без бронирования, плотная компоновка

Предварительное бронирование, свободная компоновка

Делись добром ;)