43. Классификация способов очистки. Струйная, погружная и специальные способы очистки. Применяемое оборудование.
Струйная очистка заключается в удалении загрязнений с помощью высоконапорной струи воды или моющей жидкости (механический фактор), в качестве которой применяют растворы синтетических моющих средств (CMC).При струйной очистке механический фактор проявляется как удар струи на удаляемые загрязнения, что приводит к их разрушению и размыву.
Погружная очистка заключается в погружении объекта (машины, агрегата) в очищающие растворы и выдерживании до удаления загрязнений. При этом эффективным фактором механического воздействия на удаляемые загрязнения следует считать вибрацию очищаемых деталей, очищающей жидкости или их совместное колебательное движение. Для очистки изделий используется широкая номенклатура моечного оборудования, которое можно классифицировать по двум основным признакам: назначению и принципу действия.
По назначению моечное оборудование подразделяется для наружной очистки оборудования и машин в сборе, очистки агрегатов, сборочных единиц и деталей, тары; по принципу действия - на струйное, щеточное, погружное, циркуляционное, комбинированное и др. В струйных моечных машинах физико-химический фактор воздействия водных растворов моющих средств дополняется механическими воздействиями(ударами) струи на удаляемые загрязнения, что приводит к разрушению и размыву последних за счет возникающих при ударе нормальных и касательных напряжений. Для формообразования струи используются различные насадки, а для создания давления - центробежные, плунжерные и другие насосы.
К специальным способам очистки относятся: очистка в расплавах и растворах солей, пескоструйная очистка, льдоструйная очистка, очистка косточковой крошкой, ультразвуковая очистка.
Одним из эффективных способов очистки деталей от нагара и накипи является их обработка в расплаве солей, нагретых до 380...420 "С, с последующим ополаскиванием в холодной воде, затем обработка их в кислотном растворе и промывка в горячей воде. Окислительная среда ванны переводит нагар и накипь в рыхлый налет, а при последующей обработке в кислотном растворе он удаляется. Одновременно с нагаром и накипью удаляются все неметаллические загрязнения. Если одновременно обрабатывают детали из черных и цветных металлов, то применяют кислотный раствор, в состав которого входят ортофосфорная кислота - 85 г/л воды и хромовый ангидрид - 125 г/л. При обработке деталей кислотный раствор подогревают до 80...90° С. Время обработки деталей - 8... 10мин. Ополаскивание деталей проводят в чистой горячей воде. В кислотных растворах детали обрабатывают с целью нейтрализации щелочей, осветления поверхностей, удаления оксидов.
Пескоструйная очистка сводится к обработке загрязненных поверхностей кварцевым или металлическим песком в потоке жидкости. Она является эффективным способом удаления продуктов коррозии, накипи и подготовки металлической поверхности к окраске. При этом способе поверхность не только очищается, но и приобретает равномерную шероховатость, способствующую лучшему прилипанию лакокрасочных материалов.
Для пескоструйной установки обычно используют песок:
а) крупный, зернистостью 1...2 мм;
б) средний, зернистостью 0,6...0,8 мм;
в) мелкий, зернистостью 0,2...0,4 мм.
Чем больше масса частиц песка, их скорость и содержание в струе воздуха, тем интенсивнее очищается поверхность, тем выше производительность пескоструйной очистки.
Очистка косточковой крошкой (стеклянными шарами) отличается от пескоструйной лишь тем, что песок в этом процессе заменен мелкораздробленной скорлупой фруктовых косточек (слив, абрикосов и др.). Подаваемая сжатым воздухом под давлением косточковая крошка с большой скоростью выбрасывается из сопла установки и, ударяясь о поверхность детали, удаляет находящиеся на ней загрязнения (нагар, накипь, кокс и др.). Важное преимущество этого способа перед пескоструйной очисткой в том,что косточковая крошка, обладая меньшей твердостью, совершенно не царапает поверхность очищаемых деталей, в том числе и деталей из алюминиевых сплавов. Размер частиц крошки должен быть в пределах 2...4 мм.
Льдоструйная очистка отличается от двух предыдущих лишь тем, что песок или косточковая крошка в этом процессе заменены на гранулы изо льда. Размер гранул колеблется в пределах 2...5 мм. Существуют две технологии получения ледяных гранул: дробление глыб льда до нужного размера; распыление воды в камере с жидким азотом. Доставляют гранулы к очищаемой поверхности при помощи метальных машин. Применение сухого льда при очистке отличается от льдоструйной очистки тем, что лед резко охлаждает деталь, и в силу различия коэффициентов термического расширения детали и загрязнения последние разрушаются, далее загрязнение с поверхности детали удаляют механическим путем.
Ультразвуковая очистка деталей заключается в том, что в очищающем растворе с помощью ультразвуковых генераторов и магнитострикционных преобразователей вызываются звуковые колебания большой частоты (30 тысяч колебаний в секунду и более).Под действием этих колебаний в жидкости образуются области сжатия и разряжения, распространяющиеся по направлению ультразвуковых волн. При интенсивности ультразвуковых колебаний порядка 4...5 Вт/см возникают кавитационные явления, связанные с захлопыванием воздушных пузырьков. Происходит мощный гидравлический удар, способный создать местное давление выше 10 МПа. Под действием гидравлических ударов трудноудаляемые загрязнения (накипь, кокс, смола, нагар и др.) разрушаются, отделяются от поверхности детали, переходят в моющий раствор, превращаясь в эмульсию. Кроме кавитации в процессах очистки большую роль играют акустические течения, которые образуют вихревые гидродинамические потоки, способствующие растворению и перемещению компонентов в жидкой среде.
- 1. Экологические аспекты ремонтного производства автомобилей. Пути их решения.
- 2. Восстановление деталей плазменной наплавкой.
- 3. Восстановление деталей электродуговой металлизацией.
- 4. Применение электромеханической обработки при восстановлении деталей.
- 5. Понятие о производственном и технологическом процессе ремонта автомобилей. Общая схема технологического процесса ремонта.
- 6. Ультразвуковая дефектоскопия деталей.
- 7. Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии.
- 8. Магнитная дефектоскопия деталей.
- 9. Подготовка автомобилей к ремонту. Предремонтное диагностирование, его задачи и содержание.
- 10. Сущность и особенности применения электрошлаковой сварки и наплавки.
- 11. Восстановление деталей газопламенной металлизацией.
- 12. Проектирование технологических процессов восстановления деталей и ремонта сборочных единиц.
- 13. Восстановление коленчатых валов.
- 14. Особенности авторемонтного производства.
- 15. Классификация дефектов. Методы, средства и последовательность дефектации.
- 16. Восстановление распредвалов.
- 17. Восстановление шатунов.
- 18. Восстановление головки блока.
- 19. Технологические процессы разборки автомобилей и их агрегатов. Применяемое оборудование и оснастка.
- 20. Особенности механической обработки деталей при ремонте.
- 21. Дефектоскопия. Методы дефектоскопии.
- 22. Технология ремонта резьбовых осаждений.
- 23. Комплектование деталей при ремонте. Сущность и задачи, технические требования на комплектования деталей.
- 24. Ремонт гильз цилиндров.
- 25. Балансировка деталей и сборочных единиц при ремонте
- 26. Технология заделки трещин в корпусных деталях фигурными вставками
- 27. Сборка объектов ремонта. Последовательность и правило сборки. Механизация и автоматизация сборочных работ.
- 28. Применение пойки в ремонтном производстве. Виды пойки, типы припоев и флюсов.
- 29. Назначение и сущность обкатки агрегатов и машин. Методы ускорения обкатки.
- 30. Способы и технологии нанесения полимерных материалов, их сущность, особенности и области применения.
- 31. Испытание отремонтированных машин. Влияние технологи сборки, обкатки и испытаний на качество отремонтированных автомобилей.
- 32. Восстановление деталей полимерными материалами. Виды полимерных материалов, применяемых при ремонте машин.
- 33. Методы восстановления посадок деталей при ремонте автомобилей
- 34. Восстановление деталей железнением
- 35. Применение газовой сварки при ремонте. Сварочные материалы для газовой сварке.
- 36. Технология нанесения покрытий напылением. Пути повышения сцепляемости покрытий, свойства нанесенных покрытий.
- 37. Восстановление деталей автоматической наплавкой под флюсом.
- 38. Восстановление деталей детонационным напылением.
- 39. Восстановление деталей вибродуговой наплавкой.
- 40. Особенности удаления старых лакокрасочных покрытий, нагара, накипи, продуктов коррозии.
- 41. Значение и задачи очистки при ремонте автомобилей. Виды и характеристики загрязнений.
- 42. Восстановление и ремонт шестерен.
- 43. Классификация способов очистки. Струйная, погружная и специальные способы очистки. Применяемое оборудование.
- 44.Восстановление деталей намораживанием.
- 45. Методы интенсификации и оптимизации технологического процесса очистки. Решение вопросов экологии при очистке.
- 46.Восстановление деталей пластическим деформированием.
- 47.Основные критерии и порядок выбора рационального способа восстановления.
- 48. Ремонт стальных деталей ручной дуговой сваркой и наплавкой. Выбор электродов. Сварочное оборудование.
- 49.Электролитическое нанесение металлов, сущность процесса. Способы нанесения покрытий.
- 50. Восстановление деталей электроконтактной приваркой ленты, проволоки, порошков.
- 51.Виды, методы и система ремонта автомобилей.
- 52. Ремонт деталей с применением свертных втулок.
- 53. Характеристика моющих средств, применяемых в ремонтном производстве.
- 54. Восстановление корпуса коробки передач.
- 55. Ремонт деталей методом ремонтных размеров.
- 56.Физико-механические основы моющего средства.
- 57.Механизация и автоматизация технологических процессов.
- 58. Сварка деталей из чугуна.
- 59.Восстановление деталей хромированием.
- 60.Сварка деталей из аллюминиевых сплавов.