logo search
Лекции

6. Влияние автомобилизации на социально-экономическую жизнь современного общества и окружающую среду.

Позитивные аспекты.

Когда-то приходилось спорить, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Сегодня приходится идти дальше. Автомобиль уже не только средство передвижения, но и фактор культуры. Принцип автомобиля «сел-поехал» означает новую степень свободы передвижения. Расстояния сокращаются. В то же время они теряют длинномерность — дорога измеряется не километрами, а временем езды. Мир воспринимается с колес. Соответственным образом меняются облик архитектуры. Она становится более размашистой, видовой, ее надо наблюдать не из одной точки, а перемещаясь по трассе. Выйдя из машины, человек уже не находит городских красивых пейзажей. За городом доступно все, что проходимо на машине. А это означает резкое сокращение мира, поскольку места, где не проехать, автоматически выпадают. Причем современный автомобиль в среднем довольно капризен, — он любит хорошую дорогу, не каждый водитель рискнет свернуть на грунтовку. Под автовладельцев подстраиваются службы сервиса: еда — не вылезая из машины, кино — не вылезая из машины. Автомобиль меняет не только среду, но и образ жизни. Машину можно рассматривать как своего рода мини-дом. У автомобилиста всегда есть крыша над головой. В автомобиле есть свет. В нем обязательно есть музыка. Спайка человек-автомобиль современна — в том смысле, что отвечает духу нашего времени. Водитель изолирован в машине от окружающих и потому еще более одинок. С другой стороны, человек, не имеющий душевных сил общаться с себе подобными, чувствует себя в машине более самодостаточным. Немудрено, что он начинает обращаться к машине как к личности. Рождаются мифы, что автомобиль может отвечать на любовь, внимание или настроение человека. Развитие рыночных отношений в качестве одного из необходимых шагов требует автомобилизация всей страны, которая в отличие от коллективизации, индустриализации, химизации совершается не насильственно, преодолевая скрытое и явное противодействие, а совсем наоборот, при полной поддержке и огромной радости населения. Все страны, ныне достигшие цивилизационного уровня жизни, шли к нему через автомобилизацию. И это закономерно. Автомобиль после жилища - самый массовый из самых дорогих и самый дорогой из самых массовых предметов потребления. Производство автомобиля влечет за собой глобальные переменны в потреблении, производстве, образе жизни, мышлении, организации труда, быта и т.д. Приступив к массовой автомобилизации, Россия поднимает на новый качественный уровень технологию и организацию труда, кооперацию и конкуренцию, подготовку кадров, экономию ресурсов, охрану окружающей среды, культуру поведения граждан дома и на работе, в автомобиль и в качестве пешехода. Автомобилизация во много раз поднимает мобильность рабочей силы - одно из важных условий рыночной экономики. Автомобильный транспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров. В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции. Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.