logo search
10

10.5. Трубопроводный транспорт

Россия располагает огромными природными нефтяными и газо­выми богатствами, транспортируемыми специальными трубопроводами. Обычно трубопроводы эксплуатируются в комплексе с другими устройствами для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа.

Основными технико-экономическими особенностями и преимуществами трубопроводного транспорта являются: функционирование в течение всего года;

независимость от климатических условий;

возможность прокладки трубопроводов повсеместно (вне зависимости от рельефа местности) и по кратчайшему рас­стоянию; высокая пропускная способность; минимальные поте­ри при транспортировке;

герметизация процесса транспорти­ровки, исключающая потери продуктов; автоматизация работ по наливу, перекачке и сливу;

высокая производительность труда;

относительно низкая себестоимость транспортировки.

Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти, газа и районов их массового потребления.

Трубопроводы подразделяются на магистральные, подводящие, промысловые.

Материально-техническая база трубопроводного транспорта:

собственно наземный, подземный, навесной трубопровод (линейная магистраль из сваренных и соответствующим образом изолированных труб);

перекачивающие и компрессорные станции;

линейные узлы (устройства для соединения, разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков линий при ремонте);

линии электроснабжения, линии связи;

компрессорные установки;

сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, осушения и очистки газа;

распределительные станции и др.

Посредством трубопроводного транспорта в стране перекачиваются большие объемы пресной воды, газа, нефти. Удельный вес этого вида транспорта в грузообороте страны составляет бо­лее 55% - первое место в транспортной системе.

Нефтепроводный транспорт России представляет собой уникальную по степени разветвленное, объему и структуре оказываемых транспортных услуг систему технически совершенных нефтепроводов. Создавался нефтепроводный транспорт как еди­ная общегосударственная сеть в течение десятилетий с исполь­зованием самых современных технологий. Первый нефтепровод был сооружен для транспортировки нефти Волго-Уральского нефтяного региона к нефтеперерабатывающим заводам Повол­жья, Центральной России, Башкирии.

Для транспортировки экспортной нефти из Татарии в Венгрию, Польшу, Словакию был сооружен нефтепровод большой протяженности «Дружба».

Нынешняя российская нефтепроводная система представля­ет собой интегрированную систему предприятий с централизо­ванным управлением, осуществляемым акционерной компанией «Транснефть». Эта сеть магистральных нефтепроводов протяженностью около 50 тыс. км со значительным резервуарным парком, многочисленными технически оборудованными пунк­тами налива, слива и перевалки нефти. Она функционирует как целостная технологическая и экологическая система с централи­зованным управлением грузопотоками перекачиваемой нефтя­ной массы, высокой концентрацией мощностей на главных на­правлениях перекачки, обеспечением технической эксплуатации объектов, их диагностирования, капитального и текущего ремон­тов, реконструкции, технического перевооружения.

Достаточно налаженная система обеспечивает доставку неф­ти российским предприятиям нефтепереработки и на экспорт, определяет развитие и размещение нефтедобычи, снабжает этим сырьем субъектов товарного рынка.

Формирование трубопроводного транспорта России основывается на принципах широкой магистрализации - прокладке параллельных веток, концентрации потоков, увеличении диамет­ра трубопроводов.

Нефтепроводы диаметром труб 800 мм и более составляют свыше 75% от общей протяженности нефтемагистрали России. Средний диаметр трубопровода (860 мм) почти в два раза превышает аналогичный показатель американского нефтепровода.

Российский труботранспорт осуществляет массовые поставки нефти:

тяжелых, высокосернистых сортов;

малосернистых легких сортов;

смесей западносибирских и других видов.

Акционерная компания «Транснефть» проводит единую техническую политику развития системы нефтеснабжения как внутри страны, так и за рубежом, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общие и отдельные про­граммы, рациональные схемы развития нефтепроводов.

В настоящее время компания координирует поставки нефти на 20 крупных российских нефтеперерабатывающих заводов, 8 экспортных терминалов в России и некоторых странах ближнего зарубежья. Такие большие объемы работ обеспечивают единые районные нефтепроводные управления (РНУ), контролирующие действия линейных производственных диспетчерских станций (ЛПДС) и нефтеперерабатывающих станций (НПС).

В состав ЛПДС входят резервуарные парки, аварийно-восста­новительные пункты, специальные бригады по профилактическим работам, предупреждению аварий в нефтепроводах, ликвидации последствий аварий, пункты налива нефти в железнодорожные цистерны, база производственного обслуживания и ремонта оборудования, цех технологического транспорта и специальной техники, ремонтно-строительный участок для капитального ремонта линейной части нефтепроводов и строительства наземных объек­тов, перевалочные нефтебазы.

Кроме того, нефтеснабжением занимается государственное производственное объединение «Северо-Кавказские НП» с сетью нефтепроводов в Ставропольском крае, Адыгее, Чечне, Дагеста­не, Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабар­дино-Балкарии.

Уровень развития транспортной системы России неравноме­рен и различается по регионам. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский районы, наиме­нее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабаты­ваются месторождения железной руды, угля, основные перевоз­ки осуществляются по железным дорогам. Там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта. В районах, где заготавливаются лесные ресурсы, широко используется внутренний водный транспорт, а предприятия обрабатывающих отраслей отдают предпочтение железнодорожному виду транс­порту. Например, в Западно-Сибирском районе преобладают перевозки по железной дороге и высок удельный вес трубопро­водного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

По мощности транспортные потоки различаются в зависимости от размещения основных источников сырья, топлива, ма­териалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.

Широтное магистральное сибирское направление «восток - запад» и обратно (железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использование рек Камы и Волги).

Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север - юг» с выходом на территории Украины, Молдовы, Кавказа, образованное в основном железнодорож­ными путями.

Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направ­ление «север - юг» по Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.

Эти магистральные направления обеспечивают основные грузопотоки страны, при этом тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухо­путными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения.

В доказательство неравномерности распределения транспорт­ной системы можно проанализировать ситуацию с транспортом, сложившуюся в некоторых регионах. Северо-Западный район, например, располагает всеми современными видами транспорта, значительную долю составляют морские и речные перевозки. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира; ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности же­лезнодорожной сети район занимает одно из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог (транспортных путей) на Москву, Урал, Беларусь и Украину. По ним перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и т.д. Преобладают перевозки продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. Из ввозимой продукции основную массу составляют перевозки топливноэнергетических ресурсов, лесоматериалов, металла, строительных материалов, продовольствия.

Северный экономический регион располагает всеми современными видами транспорта; основные перевозки осуществляются железнодорожным, морским и речным видами транспорта. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.

Основу транспортной сети составляют три главные железно­дорожные магистрали: Волхов-Петрозаводск-Мурманск, Воло­гда-Архангельск, Коноша-Котлас-Воркута. В южной части района по территории Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург – Череповец - Вологда, на западе - магистраль Санкт-Петербург - Сортавала - Юшкозеро. Созданная сеть железные дорог связывает регион со всеми районами страны. Важную роль в межрайонных связях играет трубопроводный транспорт. Из Тимано-Печерского ТПК берет начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложена по территории Северного района, например Уренгой – Надым – Вуктыл - Центр.

Широко используются водные виды транспорта - речной и морской. Через систему каналов обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономиче­ских связей региона. По морям, омывающим территорию регио­на, проходит Северный морской путь, по нему осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. По этой трассе из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабаты­вающих предприятий региона, экспортируется лес. Незамерзаю­щий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона. Вво­зятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.

Центральный экономический район выделяется развитой транспортной сетью, во многом определяющей экономическую жизнь региона. По плотности железнодорожной сети регион занимает первое место и значительно превосходит средний показатель по стране. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль при­надлежит железнодорожному транспорту, но быстро увеличивается объем автоперевозок. Регион первенствует в Российской Федера­ции по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Крупнейший транспортный центр Москва - узел 11 железнодо­рожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важный участок Единого водного пути европейской части России.

Сегодня весьма актуальны такие транспортные проблемы, как, например, техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей; оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург; совер­шенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное географическое положение и располагает развитым транспорт­ным комплексом; по плотности транспортной сети он сущест­венно превосходит средний показатель по России. Основные ви­ды транспорта — железнодорожный и автомобильный, получили также развитие речной, трубопроводный и авиационный виды транспорта. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными.

Этот район имеет развитые экономические связи с Централь­ным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Экономика региона в значительной степени зависит от ввоза энергетических и технологических видов топлива - каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, в больших объемах ввозят­ся также минерально-строительные грузы, минеральные удобре­ния, черные металлы и т.д.

Поволжье играет существенную роль в транспортных связях с другими регионами и зарубежными странами. Из района выво­зятся сырая нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыба, зерно и т.д.; ввозятся лес, минеральные удобрения, машины и оборудование,. продукция легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Ведущую роль играет железнодорожный и речной транспорт. Регион пересекают магистрали:

Москва-Казань-Екатеринбург;

Москва-Сызрань-Самара-Челябинск;

Ртищево-Саратов-Уральск;

Инза-Ульяновск-Мелекес-Уфа;

Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязя­ми. Большое значение для внутрирайонных связей имеет мери­диональная дорога Свияжск-Ульяновск-Сызрань-Иловля. По­строены дороги Кизляр-Астрахань-Агрыз; Элиста-Двины;

Астрахань-Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развиты трубопроводный, автомобильный и авиационный виды транспорта. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и странами Восточной и Западной Европы.

Восточная Сибирь поддерживает межрайонные и внутрирай­онные связи посредством железнодорожного транспорта. При­оритет имеют Транссибирская магистраль и ответвления от нее - железная дорога Тайшет-Братск-Усть-Кут, связавшая БАМ с Транссибом, а также дорога Тайшет-Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской.

Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая-Усть-Илимск, Решеты-Богучаны, Ачинск-Абалаково, обеспечившие необходимые транспортные условия для строи­тельства гидроэлектростанций и вывоза древесины. Большое значение имеет речной транспорт, который взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через кото­рые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Район располагает сетью автомобильных дорог. Наиболее из­вестны Усинский тракт (Абакан-Кызыл), автомагистраль Абазы (Хакасия)-Ак-Довурак (Тува). Нефтепровод связывает Восточ­ную Сибирь с Западной Сибирью и Поволжьем. Без авиационно­го транспорта невозможно представить регулярные перевозки на необъятных просторах региона.

Важная особенность межрайонных связей Восточной Сиби­ри - преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цвет­ных металлов и др.; ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

Дальневосточный район использует все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный, в частности Транссибирская магистраль, которая за последнее время «обросла» боковыми линиями. В большинстве своем это подъездные ветки к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев они имеют самостоятельное значение и пролегают до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), Находки и Посьета.

Средняя зона Дальнего Востока связана с Байкало-Амурской магистралью, обеспечившей России второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных месторожде­ний полезных ископаемых. Кроме широтной магистрали БАМ включает в себя дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск-«Малый БАМ», а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоко­лов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образую­щая транспортную перемычку между железнодорожной магистра­лью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Несколько иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Крупнейшие порты этих морей - Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владиво­сток, Находка, Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Дальние перевозки осуществляются по нескольким крупным автомагист­ралям; например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер-Алдан-Якутск. Самая северная дорога связывает Якутск и Ма­гадан. Помимо автомагистралей на севере района есть множест­во автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Для Дальнего Востока большое значение имеет воздушный транспорт, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для перевозок пассажиров). Благодаря самолетам и вертолетам имеется связь с труднодоступными районами. На северных пространствах Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Таким образом, транспорт - важное связующее звено в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства. Стабили­зации экономики и ее подъему способствует решение основных проблем транспортного комплекса. Наиболее актуальными явля­ются вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транс­портной системы - предприятий транспортного машиностроения, судостроения, электротехнической и электронной промышленно­сти, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями хозяйства.

Развитие и совершенствование рыночных отношений в транспортной системе России осложняются чрезмерно централизованной структурой управления и созданными ранее крупными транспортными монополиями. Решение проблемы разгосударст­вления отдельных частей транспортной системы, создания усло­вий для подлинной конкуренции привело к объективной необхо­димости развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере.

На предприятиях автомобильного, авиационного и водного видов транспорта целесообразно, на наш взгляд, осуществить разгосударствление и демонополизацию; разукрупнить автохозяйства, создать ряд средних и относительно мелких технически и технологически оснащенных судоходных и авиакомпаний на акционерной и альтернативной основах. Вместе с тем железно­дорожный и трубопроводный транспорт, основная сеть автодорог, инфраструктура водного транспорта, аэропорты и в обозримом будущем останутся в собственности государства.

Важной задачей развития и рационализации российской транспортной системы является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, посколь­ку советская транспортная система формировалась как единое целое. Обособленное функционирование отдельных частей транс­портной системы привело к определенной деградации транс­портного хозяйства не только России, но и всех бывших союз­ных республик. Предстоит также оперативно решать проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, мел­ких и средних поселков, пассажирских перевозок в крупных го­родах, а также проблему снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

Тесты

1. Транспорт обеспечивает:

а) рациональное использование финансовых и материальных ресурсов;

б) разделение труда;

в) рост производительности труда;

г) массовое индустриальное товарное производство.

2. Железнодорожный транспорт обладает:

а) непрерывностью;

б) высокой провозной способностью;

в) доступностью в любую территориальную точку;

г) наиболее высокой скоростью движения.

3. В состав материально-технической базы железнодорожного транспорта входят:

а) депо;

б) компрессорные установки;

в) прицепы;

г) устройства электроснабжения.

4. Железнодорожному транспорту присущи маневренность и отно­сительная дешевизна:

а) да;

б) нет.

5.Функционирование автомобильного транспорта обеспечивает:

а) путеводитель;

б) план маршрутизации;

в) график движения;

г) лоцманская карта.

6. Для автомобильного транспорта характерны:

а) низкая себестоимость перевозок;

б) относительно низкие тарифы за перевозку;

в) перевозка на значительные расстояния больших грузовых потоков;

г) возможность доставки груза «от двери до двери».

7. Материально-техническую базу автомобильного транспорта со­ставляют:

а) автомобильные дороги;

б) электрорадионавигация;

в) путевое хозяйство;

г) грузовые станции.

8. Технология работы речного и озерного транспорта предусматривает:

а) маневровые действия в депо;

б) технологическое обслуживание и ремонт судов;

в) содержание и обслуживание водных путей;

г) строительство новых судов.

9. Себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части России в сравнении с железнодорожными перевозками:

а) на половину ниже;

б) выше;

в) на одну треть ниже;

г) примерно одинакова.

10. Речной является самым дешевым транспортом:

а) да;

б) нет.

11. Организационные работы речного транспорта основаны на:

а) плане размещения судов вне их движения;

б) графике движения судов в период навигации;

в) плане маневрирования на водных пространствах;

г) техническом плане, предусматривающем работу технических средств.

12. Материально-техническая база речного транспорта включает:

а) заправочные пункты;

б) пристани;

в) перекачивающие станции;

г) судоремонтные заводы.

13. Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах применяются:

а) лоцманские карты;

б) береговые средства светового освещения наиболее перегружен­ных водных участков;

в) светофоры;

г) атлас водного волнения.

14. Воздушный транспорт используется:

а) при корректировке движения морских судов;

б) для перевозки срочных грузов;

в) при геологоразведках;

г) при строительстве автомобильных дорог высшего класса.

15. Основной документ на воздушном транспорте:

а) воздушный атлас;

б) лоцманская карта;

в) маршрутник;

г) расписание движения воздушных судов.

16. В материально-техническую базу морского транспорта входят:

а) семофоры;

б) резервуары;

в) путевое хозяйство;

г) причальные и оградительные гидротехнические сооружения.

17. Технология работы морского транспорта предусматривает:

а) заправку судна на специальном пункте;

б) подготовку порта к приему и отправке судов;

в) оповещение соседних портов о выходе судна в рейс;

г) подготовку к рейсу.

18. Функциональность трубопроводного транспорта зависит от кли­матических условий:

а) да

б) нет.

19. Соответствие транспортных услуг видам транспорта:

Транспортная услуга

Водный транспорт

Воздушный транспорт

Железнодо­рожный транспорт

Автомо­бильный транспорт

а

б

в

г

1. Массовые грузовые пере­возки на большие расстояния

2. Перевозки небольших по­токов грузов на относительно короткие расстояния

3. Перевозка массовых нава­лочных и насыпных грузов сезонного производства и по­требления

4. Транспортные связи с от­даленными и труднодоступ­ными районами

20. Основные технико-экономические особенности трубопроводного транспорта:

а) функционирование в течение года;

б) недостаточная автоматизация работ;

в) относительно низкая пропускная способность;

г) минимальные потери при доставке сырья.

21. Материально-техническая база воздушного транспорта включает:

а) приаэродромную территорию;

б) вертолеты;

в) автомобильную трассу при подъезде к аэропорту;

г) станцию заправки аккумуляторов для летательных аппаратов.

22. Транспорт относится к материальному производству:

а) да;

б) нет.

40