Вопрос 4. Определение количества и производительности подъемно-транспортных машин и механизмов на складе
Основными параметрами, характеризующими модуль «подъемно-транспортное оборудование» являются:
число подъемно-транспортных машин;
время цикла различных машин.
Число подъемно-транспортных машин циклического действия определенного типа на складе рассчитывается как:
(8.19)
где kt – коэффициент использования оборудования во времени (принимают kt = 0,8-0,9);
n – число этапов, на которых используется рассматриваемый тип подъемно-транспортных машин;
υj – расчетная часовая интенсивность грузопотока на j-м этапе переработки грузов, т/ч;
tj – время одного цикла работы подъемно-транспортной машины на j-м этапе переработки грузов, мин;
G – загрузка одного поддона грузом, т.
Время цикла различных машин определяется с учетом особенностей машин, технологии переработки грузов и планировки склада.
Среднее время цикла электропогрузчика:
(8.20)
где t1 – время захвата груза в начале цикла, мин (принимают t1 =0,2-0,3 мин);
, – средняя высота подъема вилочного грузозахвата погрузчика при взятии груза в начале цикла и при установке в конце цикла, м;
l – среднее расстояние транспортировки груза погрузчиком в цикле, м;
νп, νд – скорости подъема грузозахвата и движения электропогрузчика, м/мин (принимают νп = 10 м/мин, νд = 100 м/мин);
t2 – время установки груза в конце цикла, мин (принимают t2 = 0,3-0,4 мин).
Среднее расстояние транспортировки груза в цикле определяется по формуле:
(8.21)
где lmax, lmin - максимальное и минимальное расстояния перемещения груза погрузчиком, м.
Аналогично определяют и средние величины подъема груза и.
Время цикла мостового крана-штабелера с ручным управлением:
(8.22)
где t1 – время захвата груза в начале цикла, мин (принимают t1 =0,2-0,3 мин);
–среднее расстояние передвижения моста крана-штабелера в цикле, м;
– среднее расстояние передвижения тележки штабелера в цикле, м;
, - средняя высота подъема вилочного грузозахвата при взятии груза в начале передвижения и при установке в конце цикла, м;
νм, νт, νп – скорости моста крана-штабелера, тележки и подъема грузозахвата, м/мин (принимают по технической характеристике крана-штабелера);
90 – средний угол поворота колонны мостового крана-штабелера за цикл, градусы;
360 – полный оборот колонны крана-штабелера, градусы;
ω – частота вращения колонны крана-штабелера, об/мин (принимают по паспорту крана-штабелера, обычно ω = 4 об/мин);
t2 – время установки груза в конце цикла, мин. (принимают t2=0,25 … 0,35 мин).
Время цикла мостового крана-штабелера с автоматическим управлением:
(8.23)
где выражение означает, что в расчете надо использовать наибольшую из двух величин, получающихся в результате вычислений в скобках;
t0 = 0,1 мин – время считывания команды и срабатывания устройства автоматики.
Время цикла стеллажного крана-штабелера с ручным управлением:
(8.24)
где – среднее расстояние транспортирования груза за цикл, м;
– средняя высота подъема грузозахвата в цикле, м;
b – ширина поддона, м (размер, которым он устанавливается в глубину стеллажей, для стандартных транспортных пакетов b=0,8 или 1,0 м);
νк, νп, νг – скорости передвижения крана-штабелера, подъема и выдвижения грузозахвата, м/мин (принимают по технической характеристике стеллажных кранов-штабелеров);
t0 – дополнительные затраты времени в цикле при ручном управлении, мин (принимают t0 = 0,3-0,5).
Время цикла стеллажного крана-штабелера с автоматическим управлением:
(8.25)
где обозначения – те же, что в предыдущих формулах [8].
Подобный подход к расчету минимального количества погрузо-разгрузочных машин, необходимого для выполнения заданного объема работ, приведен в [1].
Иллюстративный материал по теме:
Рис.8.1. Варианты расположения зон приемки и отгрузки на складе [5]
Рис.8.2. Направления движения товаров по складу [5]
Рис.8.3. Разделение потоков на складе на основании метода Парето [3]
Таблица 8.1 Основные подходы к расчету площади зоны хранения склада | ||
Автор, источник | Формулы для расчета грузовой площади или площади хранения |
Экспликация формулы |
1 | 2 | 3 |
Гаджинский А.М. [3] | или или | Зср.i– средний запас товараi-й позиции, м3; Кнер.– коэффициент неравномерности загрузки склада; У– усредненное значение нагрузки на 1 м2грузовой площади склада, м3/м2; Киго– коэффициент использования грузового объема склада; Н– высота укладки груза на складе, м; Vпалл.ср.– средневзвешенный объем одной паллеты на складе, м3; Кнп– коэффициент наполняемости паллет; Н1палл.-м – норма грузовой площади на 1 паллетоместо, м2/паллетоместо. |
Дыбская В.В. [5] |
| Е– вместимость склада, т (или усл.под.); g– нагрузка на 1 м2 площади складирования при высоте укладки 1 м; h– высота складирования, м; Ks– коэффициент использования площади. |
Лобанов Н. [-] | ТЗхр. – величина товарного запаса, м3; Ки.о.– коэффициент использования объема; Ки.п.– коэффициент использования площади; Кярус.– количество ярусов хранения; Ккомпл.– коэффициент для склада с комплектацией заказов в зоне хранения; Нпал.– высота паллеты, м; Кн.з.– коэффициент неравномерности загрузки склада; Кразв.– коэффициент развития. | |
Продолжение табл.8.1 | ||
1 | 2 | 3 |
Лукинский В.С. и др. [10] | Q– прогноз годового товарооборота, у.д.е./год; З – прогноз величины товарных запасов; Кн– коэффициент неравномерности загрузки склада; Ки.г.о.– коэффициент использования грузового объема склада; Сv – примерная стоимость 1 м3хранимого на складе товара, у.д.е./м3; Н– высота укладки грузов на хранение, м; Др– количество рабочих дней в году, дн. | |
Маликов О.Б. [8] | , где
| Е – расчетный запас хранения грузов, т; kк– коэффициент, учитывающий объем комплектовочных работ на складе; β– коэффициент длины; G– средняя загрузка поддонов, т; f1- удельное число поддонов, приходящихся на 1 м2площади зоны хранения при складировании в одни ярус по высоте, поддонов/м2; z- число ярусов складирования по высоте; у– число поддонов с грузом по длине зоны хранения; а– длина поддона, м; λ– зазор между грузовыми складскими единицами по длине, м; n’пр. – число поперечных проходов по длине зоны хранения; B’пр.– ширина поперечного прохода в складе, м; l1– размер по длине зоны хранения на выход штабелирующей машины, м.
|
Окончание табл.8.1 | ||
1 | 2 | 3 |
Таран С.А. [16] | или
| Мтов. – общий вес товаров, размещаемых в зоне хранения, т; у’ – средний вес товара на 1 м2, т/м2; Vтов.– общий объем товаров, размещаемых в зоне хранения, м3; у’’ – средний объем товара на 1 м2, м3/м2; Кхран.– коэффициент использования площади под стеллажи, т.е. доля площади, занимаемой стеллажами в общей площади зоны хранения; Рярус.– предполагаемое количество ярусов
|
Рис.8.4. Зависимость пропускной способности участка разгрузки склада от количества груза, доставляемого одной машиной
(число разгрузочных постов – 4, максимальная длина очереди – одна машина) [3]
Рис.8.5. Размеры площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля [3]
Рис.8.6. Схема установки автомобилей у погрузочно-разгрузочных участков склада (а - параллельно рампе; б – перпендикулярно рампе; в – под углом α к рампе) и основные параметры этих участков [8]
Рис.8.7. Участок погрузки и разгрузки автомобильного транспорта на складах без наружной грузовой рампы при расположении пола склада на отметке 1300-1400 мм (а); с наружней грузовой рампой (б); при расположении пола на уровне автоподъезда (в) [8]
(1 –козырек; 2 – дверной проем с упругой окантовкой и гибким дверным полотном; 3 – переходной мостик-выравниватель; 4 – грузовая рампа; 5 – местная рампа; 6 – позиция перегрузки грузов)
Рис.8.8. Схемы подхода железнодорожных путей к закрытым складам в плане [8]
Рис.8.9. Типы участков погрузки-разгрузки железнодорожного транспорта: открытый с козырьком и рампой (а), полузакрытый с навесом и рампой (б), закрытый без рампы (в) и с грузовой рампой (г) [8]
1 - погрузо-разгрузочный железнодорожный путь; | 6 - складское здание; |
2 - грузовая рампа; | 7 - козырек; |
3 - мостик переходной; | 8 - навес; |
4 – разгружаемый вагон; | 9 – мостовой кран; |
5 - габарит приближения строений к ж/д пути; | 10 - передвижной пандус |
Рис.8.10. Зависимости полезной высоты зоны хранения грузов Нх от срока хранения грузов на складе tх при разной высоте грузовой складской единицы при использовании стеллажных кранов-штабелеров со скоростями передвижения vк=125 м/мин, подъема vп=25 м/мин (зона А) и со скоростями vк=60 м/мин, vп=12,5 м/мин (зона Б) [8]
Рис.8.11. К определению высоты стеллажей и зоны хранения грузов на складе Нz при использовании мостовых (а) и стеллажных (в) кранов штабелеров и напольных электроштабелеров и электропогрузчиков (б) [8]
Рис.8.12. К расчету числа грузовых складских единиц по ширине зоны хранения В для однопролетного складского здания при рядном (а) и блочном (б) складировании грузов [8]
(Впр – ширина прохода для штабелирующей машины)
Рис.8.13. Расположение поддонов 1 с грузом 2 в ячейках бесполочного (1) и каркасного (2) стеллажей, состоящего из стоек 3 и опор для груза 4 [8]
(консольных – для бесполочного стеллажа и в виде продольных балок – для каркасного)
Контрольные вопросы по теме
1. Приведите схемы общей компоновки склада по расположению зон приемки и отгрузки на складе.
2. Укажите методы расчета следующего участка склада: участок погрузки (разгрузки) железнодорожных вагонов.
3. Укажите методы расчета следующего участка склада: участок погрузки (разгрузки) автомобилей у склада.
4. Охарактеризуйте различные подходы к расчету площади зоны хранения.
5. Опишите последовательность расчетов площади зоны хранения однотипных грузов с блочным складированием.
6. Опишите последовательность расчетов площади зоны хранения многономенклатурного склада при применении рядного хранения с клеточными стеллажами.
7. От каких параметров зависит оптимальная высота складского помещения в зоне хранения?
8. Как определить количество ярусов по высоте?
9. Как определить высоту яруса стеллажей?
10. Опишите метод расчета числа поддонов, необходимых для размещения всех грузов в зоне хранения склада.
11. Какие зависимости используются для расчета площадей экспедиции приемки и отправки?
12. Как определить число штабелирующих машин, обслуживающих зону хранения грузов?
13. Каким образом определяется потребное количество подъемно-транспортных машин циклического действия определенного вида на складе?
14. Как определить время цикла электропогрузчика?
15. Как определить время цикла мостового крана-штабелера с ручным управлением?
16. Как определить время цикла мостового крана-штабелера с автоматическим управлением?
17. Как определить время цикла стеллажного крана-штабелера с автоматическим управлением?
- Тема 7. Выбор конфигурации функциональной подсистемы системы складирования
- Вопрос 1. Вид складирования
- Вопрос 2. Разработка системы комиссионирования и управления грузопереработкой
- Раздел III особенности проектирования отдельных элементов системы складирования
- Тема 8. Проектирование складских зон грузопереработки
- Вопрос 1. Системный подход к проектированию складских зон грузопереработки
- Вопрос 2. Объемно-планировочные решения на складе
- Вопрос 3. Определение основных параметров складских зон
- Вопрос 4. Определение количества и производительности подъемно-транспортных машин и механизмов на складе
- Тема 9. Проектирование складов различных типов
- Вопрос 1. Проектирование контейнерных терминалов
- Вопрос 2. Проектирование терминалов жидких грузов
- Вопрос 3. Проектирование механизированных складов сыпучих материалов
- Тема 10. Выбор системы управления технологическими
- Вопрос 2. Экономические обоснования технических решений по складам
- Вопрос 3. Определение капитальных затрат на реконструкцию и строительство новых складов
- Вопрос 4. Логистические издержки, связанные с функционированием склада
- Тестовые задания
- Тема 1.
- Тема 11
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Извлечение из рабочей программы дисциплины