logo search
организ

21.Организация складского хозяйства

Складское хозяйство — это комплекс складов и обслужива­ющий персонал АТП, осуществляющие приемку материальных ресурсов, их размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск.

Производственные запасы материалов и запасных частей хра­нят в специально оборудованных складах, и от того, насколько правильно осуществляется работа, зависит бесперебойность обес­печения процесса производства всеми необходимыми материаль­ными средствами. Правильное хранение позволяет эффективно выявлять сверхнормативные запасы и избегать потерь.

На крупном и среднем АТП должны функционировать основ­ной материальный склад, предназначенный для хранения запас­ных частей и материалов; специализированный склад для при­ема, хранения и выдачи топливо-смазочных материалов; склад утиля. Основной склад должен иметь секции для шин, лакокра­сочных материалов и химикатов.

Основные задачи работников складов:

  1. рациональная организация хранения материальных ценно­стей, исключающая или уменьшающая естественную убыль и снижение качества;

  2. подготовка запасных частей и материалов для нужд про­изводства;

  3. своевременное выявление излишних материальных ценно­стей и принятие мер к их реализации;

  4. своевременное информирование диспетчерского пункта комплекса подготовки производства о снижении уровня запасов или отсутствии запасных частей;

  5. содействие правильному расходу материалов согласно ут­вержденным нормам;

  6. организация учета материальных ценностей;

  7. внедрение средств механизации при переработке грузов и осуществление учета.

Склады должны обеспечивать сохранность материальных цен­ностей (не допускать старения и окисления материалов и т.п.), пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников. Поэтому в соответствии с физически­ми, химическими и другими качествами хранимых материаль­ных ценностей выбирается конструкция хранилища, устанавли­ваются наиболее рациональные параметры хранения (темпера­тура на складе, влажность воздуха, освещенность, воздухообмен и т.д.).

Топливо и смазочные материалы должны храниться, например, в стандартных резервуарах различной емкости, которые закапыва­ют в землю или располагают в подвалах и на открытых площадках. При хранении большое внимание должно уделяться соблюдению пра­вил противопожарной безопасности, недопущению потерь и ухуд­шения качества материалов.

На небольших АТП горючее может храниться в таре, т.е. в боч­ках емкостью от 125 до 500 л. Тарные бензохранилища организуют в огнестойких зданиях, погребах или на открытой площадке.

Склад масла обычно располагается в подвальных помещениях под постами ТО автомобилей. На складе смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость, антифриз.

Автомобильные шины хранятся в сухих помещениях с темпера­турой от -10 до +25°С и с относительной влажностью 50—60%. Шины не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей. Для хранения покрышек используют деревянные или металлические двухъярусные стеллажи.

Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах на многоярус­ных стеллажах закрытого и открытого типа и в шкафах. Детали на стеллажах хранят по агрегатной системе, т.е. все детали к одному агрегату располагают в одном месте. Для упрощения поиска нуж­ной детали ей присваивают порядковый номер, который указыва­ют на ярлыке. Последний обычно приклеивают к ячейке стеллажа.

Для облегчения учета и поиска нужной детали всю хранимую номенклатуру рекомендуется кодировать с помощью многораз­рядного логического кода . Для этого все агрегаты, узлы и детали для технического обслуживания и ремонта делят на группы и подгруппы. Номер группы определяет агрегат, номер подгруппы — узел, порядковый номер подгруппы — деталь.

Материалы общего назначения обычно разбивают на 10 групп: металлы; инструменты и приспособления; электротехнические устройства и материалы; хозяйственные товары; химикаты; ре­монтно-строительные материалы; вспомогательные материалы; спецодежда; станки; прочие материалы. Каждая из групп также делится на 10 подгрупп по признаку однородности материалов и получает свой второй номенклатурный номер. Каждую подгруп­пу, в свою очередь, подразделяют на 10 частей, из которых каждая получает свой номенклатурный номер, и т.д. Таким образом, каждый материал, хранящийся на складе, имеет определенный трех- или четырехзначный номер, который полностью его харак­теризует.

Оперативная работа складов заключаются в приеме, отпуске материалов, а также учете их движения.

Учет материальных ценностей, поступающих на склад, а также выданных производству и возвращенных обратно, осуществля­ется с использованием типовой первичной документации, ут­вержденной Министерством финансов РФ: приходного ордера (формы М-3 и М-4), акта о приемке материалов (формы М-10 и М-11), накладной на внутреннее перемещение материалов (формы М-12 и М-13), накладной на отпуск материалов «на сторону» (формы М-14 и М-15), карточки складского учета (форма М-17), ведомости учета остатков материалов на складе (форма М-20), справки об отклонениях фактического остатка от установленных норм запаса (форма М-34).

При поступлении на склад новых запасных частей и матери­алов оформляется приходный ордер. Поступление материалов от подразделений АТП (сдача запасных частей собственного изго­товления, возвращение неиспользованных материалов, сдача на склад отходов и т.п.) оформляется накладной в двух экземпля­рах. Таким же образом оформляется перемещение материалов со склада на склад.

Запасные части и материалы отпускают производству на ос­новании требования, подписанного руководителем инженерно-технической службы (ИТС). Для оперативного контроля за ис­пользованием установленного лимита вносится соответствующая запись в карту учета использования лимита. На средних и крупных АТП широко используется отпуск материалов производству по лимитно-заборным картам (формы М-8 и М-9), оформляемым сроком на два месяца; один ее экземпляр находится на складе, другой — у потребителя. Отпуск материалов «на сторону» оформ­ляется специальной накладной, которая выписывается в трех экземплярах.

Общий учет материальных ценностей на АТП обычно ведет­ся по сальдовому методу: на складах осуществляется количествен­ный учет, а в бухгалтерии — стоимостный. Данные первичных документов по приходу и расходу на складе заносятся в карточ­ки складского учета, в которых указывается остаток запасных частей, материалов и быстроизнашивающихся изделий в нату­ральном выражении. В бухгалтерии на основе этих же докумен­тов составляются оборотные ведомости. В конце каждого меся­ца остатки с карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравнива­ются с оборотными ведомостями.

При поступлении материальных ценностей их оценка и учет производятся по фактической себестоимости приобретения (сто­имость, уплаченная поставщику, плюс транспортно-заготовительные расходы). При отпуске ценностей производству в докумен­тацию вносится та же оценка.

Существенное значение для бесперебойного обеспечения ре­сурсами транспортного процесса и выполнения ТО и TP имеет правильная система организации складского хозяйства и попол­нения запасов.

Различают системы с фиксированным размером заказа и по­стоянным интервалом времени между заказами.

В системе с фиксированным размером заказа последний попол­няется в момент достижения порогового размера текущего за­паса. Данная система не ориентирована на возможность изме­нения объема поставок, в ней не предусматриваются меры по оперативному поддержанию запасов в бездефицитном состоянии. Постоянный размер поставок (заказов) позволяет рационально использовать складские площади, сокращать издержки на хра­нение запасов, оформление заказа, использование транспортных средств при поставках и т.д

В системе с постоянным интервалом времени между заказами оптимальный размер заказа непосредственно не фигурирует, и ис­ходя из этой величины рассчитывают эффективный интервал времени между соседними заказами. Фиксированный промежуток времени между заказами является исходным параметром. Чис­ло заказов можно определить как отношение необходимого количества материала к оптимальному размеру заказов в установленный период.