3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
Для оценки соответствия размеров отдельных элементов дороги и их сочетаний требованиям безопасности и удобства движения строят эпюру изменения скорости транспортного потока.
Скорость движения транспортного потока рассчитывается в соответствии с «Указаниями по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» ВСН 25-86. Средняя скорость смешанного потока автомобилей для сухого покрытия в летнее время года при коэффициенте загрузки от 0,1 до 0,85 с учетом влияния дорожных условий и интенсивности движения на двухполосных дорогах определяется по формуле:
, (90)
гдеV0 – средняя скорость свободного движения легковых автомобилей при малом значении коэффициента загрузки на прямолинейном горизонтальном участке автодороги II технической категории (принимается равной 90 км/ч);
– итоговый коэффициент, учитывающий влияние геометрических элементов дороги, состав потока и средств организации движения на скорость свободного движения легкового автомобиля. Он является произведением отдельных коэффициентов:
, (91)
– коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона (принимается по таблице 24);
– коэффициент, учитывающий влияние состава потока (принимается по таблице 25);
– коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий и средств организации движения (принимается по таблицам 26 и 27);
– коэффициент, зависящий от состава потока (таблица 25);
– поправочный коэффициент к интенсивности движения, учитывающий влияние разметки (таблица 26), кривых в плане (таблица 28) и продольных уклонов (таблица 29);
N – максимальная часовая интенсивность, авт./ч, принимаются равной 6,6 % от суточной интенсивности.
Таблица 24 – Значения коэффициентов
Продольный уклон | 0 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Коэффициент, | 1,0 | 0,92 | 0,84 | 0,76 | 0,68 | 0,56 | 0,45 | 0,34 |
Таблица 25 – Значения коэффициентов и
Количество легковых автомобилей в потоке, % | 100 | 70 | 50 | 40 | 20 | 10 | 0 |
Коэффициент | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,78 | 0,75 | 0,67 | 0,62 |
Коэффициент | 0,007 | 0,010 | 0,012 | 0,013 | 0,016 | 0,018 | 0,020 |
Таблица 26 – Значения коэффициентов и в зависимости от типа разметки
Тип разметки | Коэффициент | Коэффициент при ширине проезжей части, м | ||||||
6 | 7 | 7,5 | 9 | 10,5 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Без разметки | 1,0 | 0,70 | 0,90 | 1,00 | 1,05 | 1,10 | ||
Краевая | 0,82 | 0,64 | 0,87 | 0,98 | 1,08 | 1,15 | ||
Осевая прерывистая | 0,76 | 0,68 | 0,89 | 1,00 | 1,05 | 1,10 | ||
То же в сочетании с краевой | 0,70 | 0,55 | 0,74 | 0,92 | 1,08 | 1,15 |
Продолжение таблицы 26
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сплошная разделительная линия | 0,62 | 0,59 | 0,75 | 0,78 | 1,04 | 1,10 |
Примечание: значение дано для горизонтальных участков, подъемов и спусков с уклоном менее 20 ‰.
Таблица 27 – Значения коэффициентов , в зависимости от дорожных условий
Учитываемый фактор | Коэффициент | Учитываемый фактор | Коэффициент |
Дорожные условия в конце спуска (уклон более 30 ‰): |
| Малые и средние мосты (длина до 100 м) с шириной проезжей части: |
|
последующий подъем | 1,2 | менее ширины проезжей части дороги на 1 м | 0,5 |
кривая в плане R=l000 м | 0,8 | равной ширине проезжей части дороги | 0,7 |
малый мост | 0,85 | больше ширины проезжей части дороги на 1 м | 0,85 |
большой (средний) мост | 0,7 | то, же на 2 м | 1,0 |
|
| Большие мосты (длина более 100 м) | 0,7 |
Дорожные условия перед подъемом (уклон более 30‰): |
| Пересечение в одном уровне: |
|
горизонтальный участок | 1,1 | простые | 0,75 |
спуск | 1,2 | канализированные | 0,9 |
малый мост | 0,9 | Ширина обочины, м: |
|
сужение проезжей части на 2 м | 0,8 | 3,75 и более | 1,0 |
Участки с ограниченной видимостью, м: |
| 2,5 | 0,9 |
1,5 | 0,85 | ||
в плане 600 – 700 | 1,0 | 1,0 | 0,75 |
300 – 400 | 0,95 | 0,0 | 0,60 |
200 – 250 | 0,9 | Препятствия на обочине при расстоянии от кромки проезжей части, м: |
|
100 – 150 | 0,8 | ||
менее 100 | 0,75 | ||
в профиле |
| 0,0 | 0,7 |
более 150 | 1,0 | 0,5 | 0,8 |
100 | 0,95 | 1,5 | 0,9 |
50 | 0,75 | 2,0 и более | 1,0 |
менее 50 | 0,6 | Населенные пункты при расстоянии до застройки: |
|
|
| ||
Кривые в плане радиусом, м: |
| 15 – 20м | 0,9 |
более 600 | 1,0 | 6 – 10 м | 0,8 |
400 | 0,92 | 5 м (имеются тротуары) | 0,7 |
200 | 0,8 | 5 м (тротуары отсутствуют) | 0,6 |
100 | 0,75 |
|
|
50 | 0,7 |
|
|
менее 50 | 0,6 |
|
|
Таблица 28 – Значения коэффициентов kа в зависимости от радиусов кривых в плане
Радиус кривой в плане, м | менее 150 | 200 | 300 | 400 | 500 | более 600 |
Коэффициент kа | 1,92 | 1,15 | 1,11 | 1,10 | 1,02 | 1,00 |
Таблица 29 – Значения коэффициентов kа в зависимости от продольных уклонов
Длина подъема, м | Коэффициент kа при уклонах, ‰ | |||
30 | 40 | 50 | 60 | |
Менее 200 | 1,10 | 1,15 | 1,21 | 1,30 |
350 | 1,11 | 1,20 | 1,25 | 1,32 |
500 | 1,19 | 1,25 | 1,30 | 1,36 |
Более 800 | 1,22 | 1,32 | 1,38 | 1,45 |
Расчет средней скорости смешанного потока производят в табличной форме, значения отдельных коэффициентов и итоговой средней скорости по отдельным участкам заносятся в соответственные графы таблицы 30 через дробь (числитель – в прямом направлении, знаменатель – в обратном).
Таблица 30 – Таблица результатов расчета средней скорости смешанного потока
Расчет скорости потока | Параметры | Номера участков | |||||
1 | 2 | 3 | … | n | |||
Средняя скорость смешанного потока, км/ч |
|
|
|
|
| ||
–влияние продольного уклона |
|
|
|
|
| ||
– влияние состава потока |
|
|
|
|
| ||
– влияние дорожных условий |
|
|
|
|
| ||
– состав потока |
|
|
|
|
| ||
– влияние разметки, кривых в плане и продольных уклонов |
|
|
|
|
|
Эпюра средней скорости смешанного потока вычерчивается в прямом направлении сплошной линией, в обратном – пунктирной.
- 190702 (240200) Организация и безопасность движения
- 1. Цели и задачи курсового проекта
- 2. Формулировка задания и его объем
- 3. Основное содержание курсового проекта по разделам, последовательность и порядок их выполнения
- 3.1 Характеристика природных условий района расположения дороги
- 3.2 Назначение категории и расчетное обоснование основных технических нормативов
- 3.2.1 Установление технической категории дороги и назначение расчетной скорости движения автомобилей
- 3.2.2 Определение продольных уклонов
- 3.2.3 Определение нормативных радиусов для проектирования кривых в плане
- 3.2.4 Определение расстояний видимости
- 3.2.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых для сопряжения переломов продольного профиля
- 3.2.6 Определение пропускной способности и уровня загрузки дороги
- 3.2.7 Определение ширины проезжей части дороги и земляного полотна
- 3.2.8 Сравнение расчетных параметров с нормативными
- 3.4 Проектирование дополнительных устройств на кривых малого радиуса
- 3.4.1 Проектирование переходной кривой
- 3.4.2 Проектирование виража
- 3.4.3 Проектирование уширения проезжей части на кривых
- 3.5 Проектирование дороги в продольном профиле
- 3.6 Проектирование поперечного профиля дороги
- 3.7 Проектирование дорожных одежд
- 3.8 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
- 3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
- 3.8.2 Оценка пропускной способности дороги
- 3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
- 3.9 Содержание участка автомобильной дороги
- 3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
- 3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
- 4. Общие требования к курсовому проекту
- 5. Рекомендации по организации работ над проектом, примерный календарный план его выполнения
- 6. Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания по курсовому проекту