10.1. Железнодорожный транспорт
Важную роль на товарном рынке играет железнодорожный транспорт. Он обладает высокой провозной способностью, скоростью, универсальностью, непрерывностью, маневренностью, относительной дешевизной перевозок грузов и тесно взаимодействует с другими видами транспорта. Россия обладает широкой сетью железнодорожных магистралей большой протяженности.
Этот вид транспорта занимает второе место (после трубопроводного) в стране, в грузообороте всех видов транспорта - около 41% и первое место в пассажирообороте (более 34%). Его доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажирообороте - 15%. Протяженность железнодорожных путей составляет примерно 85 тыс. км (7% мировых).
Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта, обеспечивающим массовые грузовые перевозки на большие расстояния, пассажирские перевозки на средние расстояния и в пригородном сообщении.
За функционирование железнодорожного транспорта в стране перед Правительством РФ и Министерством транспорта РФ отчитывается Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ,
Материально-техническую базу железнодорожного транспорта представляют:
путевое хозяйство - земляное полотно, балластная призма из щебня, песка, гравия, деревянные или железобетонные шпалы, к которым крепятся стальные рельсы, машины для технического содержания и ремонта путей, технологическая оснастка для сварки и наплавки рельсов, приспособления для сборки и разборки звеньев рельсов;
станции - грузовые, пассажирские, промежуточные, участковые, сортировочные;
подвижной состав - локомотивы, тепловозы, электровозы, газотурбовозы, самодвижущиеся средства, мотор-вагоны, мотовозы, дрезины, вагоны (грузовые, специальные, пассажирские), платформы;
депо - предприятия, обеспечивающие эксплуатацию и ремонт подвижного состава (специализированные по видам подвижного состава и смешанного типа);
устройства электроснабжения - электротяговые подстанции для трансформации вида и напряжения поступающего тока, контактные провода;
средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой - устройства автоматики, телемеханики, электроники, электротехники, которые в совокупности обеспечивают функционирование устройств сигнализации, централизации, блокировки (светофоры, семафоры, маршрутные указатели, сигнальные щиты и т.д.);
средства связи - радио- или проводная связь между диспетчерами и машинистами в пути, маневровых локомотивов с составителями поездов, с близкими и относительно удаленными пунктами и т.д.
Организация перевозочного процесса регламентируется соответствующими документами: графиками движения, планом формирования поездов, техническим планом.
Железнодорожный транспорт страны размещается недостаточно равномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла в направлении государственных границ отходят основные магистрали практически во все регионы России.
В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога Москва-Рязань-Рузаевка-Сызрань-Самара-Уфа-Челябинск-Иркутск-Чита-Хабаровск-Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, дорога Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре. Большое значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень-Сургут-Уренгой.