3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
Важнейшим показателем, характеризующим транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, является безопасность движения.
В качестве критерия оценки безопасности движения принят итоговый коэффициент аварийности, который представляет собой произведение частных коэффициентов аварийности, учитывающих относительное влияние интенсивности движения, элементов плана и продольного профиля на количество дорожно-транспортных происшествий:
, (98)
где – частные коэффициенты аварийности, равные отношению количества ДТП на участке дороги с различными элементами плана и продольного профиля к количеству ДТП на эталонном, горизонтальном прямом участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, шероховатым покрытием и укрепленными обочинами шириной 3,5 м [2, 3, 20].
Оценка безопасности движения на участке дороги производится по эпюрам итоговых коэффициентов аварийности. При построении эпюр коэффициентов аварийности, первоначально для разных участков определяют частные коэффициенты аварийности, значения которых не интерполируют, а принимают ближайшие из приведенных.
Таблица 32 – Зона влияния элементов дороги
Элементы дороги | Зона влиянии |
Подъемы и спуски | 100 м за вершиной подъема, 150 м после подошвы спуска |
Пересечения в одном уровне | в каждую сторону по 50 м |
Кривые в плане с обеспеченной видимостью при R>400 | то же 50 м |
Кривые в плане с необеспеченной видимостью R<400 | 100 м |
Мосты и путепроводы | 75 м |
Участки в местах влияния боковых препятствий и с глубокими обрывами у дороги | 50 м |
Участки подходов к тоннелям | 150 м |
Таблица 33 – Таблица результатов расчета итогового коэффициента аварийности
Эпюра коэффициентов авариности |
| Номера участков | |||||||||
1 | 2 | 3 | … | n | |||||||
Коэффициент снижения аварийности | Итоговый коэффициент снижения пропускной способности |
|
|
|
|
| |||||
K1 | Интенсивность движения тыс. авт./сут. |
|
|
|
|
| |||||
К2 | Ширина проезжей части, м |
|
|
|
|
| |||||
К3 | Ширина обочины, м |
|
|
|
|
| |||||
К4 | Продольный уклон, ‰ |
|
|
|
|
| |||||
K5 | Радиусы кривых в плане, м |
|
|
|
|
| |||||
К6 | Видимость, м |
|
|
|
|
| |||||
К7 | Ширина проезжей части мостов по отношению к проезжей части дороги |
|
|
|
|
| |||||
К8 | Длина прямых участков, км |
|
|
|
|
| |||||
К9 | Тип пересечения |
|
|
|
|
| |||||
К10 | Пересечение в одном уровне, интенсивность движения по основной дороге, авт./сут. |
|
|
|
|
| |||||
К11 | Видимость пересечения в одном уровне с примыкающей дороги, м |
|
|
|
|
| |||||
К12 | Расстояние проезжей части от застройки и ее характеристики |
|
|
|
|
| |||||
К13 | Длина населенного пункта, км |
|
|
|
|
| |||||
К14 | Длина участков на подходах к населенным пунктам, м |
|
|
|
|
| |||||
K15 | Характеристика покрытий |
|
|
|
|
|
Определение итоговых коэффициентов аварийности и построение эпюр производится вручную. При построении эпюры коэффициентов аварийности дорогу анализируют по каждому показателю, выделяя однородные по условиям участки. Частные коэффициенты определяются с учетом того, что влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, где возникают ощутимые помехи для движения (таблица 32).
В пояснительной записке производится анализ безопасности движения по коэффициентам аварийности. Приводятся значения минимальных и максимальных коэффициентов аварийности. Выделяются участки с максимальными значениями коэффициентов аварийности и определяются элементы дороги и их значения, которые вызывают снижение безопасности движения. Участки с коэффициентом аварийности, превышающим 15 – 20, подлежат перепроектированию при разработке проекта реконструкции.
- 190702 (240200) Организация и безопасность движения
- 1. Цели и задачи курсового проекта
- 2. Формулировка задания и его объем
- 3. Основное содержание курсового проекта по разделам, последовательность и порядок их выполнения
- 3.1 Характеристика природных условий района расположения дороги
- 3.2 Назначение категории и расчетное обоснование основных технических нормативов
- 3.2.1 Установление технической категории дороги и назначение расчетной скорости движения автомобилей
- 3.2.2 Определение продольных уклонов
- 3.2.3 Определение нормативных радиусов для проектирования кривых в плане
- 3.2.4 Определение расстояний видимости
- 3.2.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых для сопряжения переломов продольного профиля
- 3.2.6 Определение пропускной способности и уровня загрузки дороги
- 3.2.7 Определение ширины проезжей части дороги и земляного полотна
- 3.2.8 Сравнение расчетных параметров с нормативными
- 3.4 Проектирование дополнительных устройств на кривых малого радиуса
- 3.4.1 Проектирование переходной кривой
- 3.4.2 Проектирование виража
- 3.4.3 Проектирование уширения проезжей части на кривых
- 3.5 Проектирование дороги в продольном профиле
- 3.6 Проектирование поперечного профиля дороги
- 3.7 Проектирование дорожных одежд
- 3.8 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
- 3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
- 3.8.2 Оценка пропускной способности дороги
- 3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
- 3.9 Содержание участка автомобильной дороги
- 3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
- 3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
- 4. Общие требования к курсовому проекту
- 5. Рекомендации по организации работ над проектом, примерный календарный план его выполнения
- 6. Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания по курсовому проекту