logo search
Chapter 1

Человеческий капитал

1.54 Часто предполагают, что расходы на подготовку и обучение персонала следует классифицировать как валовое накопление основного капитала в форме инвестиций в человеческий капитал. Приобретение знаний, навыков и квалификации повышает производительный потенциал соответствующих людей и является для них источником будущих экономических выгод. Однако, хотя знания, навыки и квалификация, безусловно, являются активами в широком смысле слова, их нельзя приравнять к основным фондам, как они определены в СНС. Они приобретаются в процессе обучения, занятий и практики, то есть деятельности, которая не может осуществляться кем-либо в пользу обучаемого, и поэтому приобретение знаний не является процессом производства в отличие от преподавания при оказании услуг образования. Услуги образования, произведенные школами, колледжами, университетами и т.п., рассматриваются как потребляемые студентами в процессе приобретения ими знаний и навыков. Расходы, связанные с этим типом образования, рассматриваются как конечное потребление. Если обучение организует работодатель с целью повышения эффективности персонала, затраты на обучение рассматриваются как промежуточное потребление.

1.55 Такая трактовка затрат на образование соответствует принятым в СНС определениям границ производства и активов, но не всегда удовлетворяет всех пользователей данных СНС. Однако, как объясняется далее, СНС построена таким образом, чтобы дать пользователям возможность использовать альтернативные подходы с помощью сателлитных счетов, описанных в главе 29. Одним из примеров этого является альтернативный подход к отражению человеческого капитала.