6.1. Теоретический раздел
6.1.1. Общие сведения
При каждом техническом обслуживании следует проверить уровень жидкости в бачке привода выключения сцепления и свободный ход педали сцепления. При необходимости долить жидкость и отрегулировать свободный ход педали сцепления.
При диагностики определяют степень нагрева картера сцепления, производится оценка шумов, стуков, люфтов. При внешнем осмотре убеждаются в отсутствии подтекания масел и повреждения картеров [1,8,9].
Диагностика механизма сцепления осуществляется следующим образом:
автомобиль устанавливается на подъёмник, либо вывешиваются ведущие колёса и включается первая передача;
подключается стробоскоп;
запускается двигатель;
при работе двигателя выпрямленный импульс высокого напряжения со свечи поступает на конденсатор и с него, по мере накопления энергии, – на стробоскопическую лампу, вспышки которой синхронно с моментом зажигания в первом цилиндре освещают карданный шарнир автомобиля;
плавно нажимать на педаль тормоза до половины её хода. Если сцепление не пробуксовывает, шарнир будет казаться неподвижным. Наблюдение вращения шарнира свидетельствует о пробуксовки сцепления.
6.1.2. Регулировка свободного хода педали сцепления.
Свободный ход педали сцепления автомобиля ВАЗ–2107 должен составлять 20…30 мм, что соответствует свободному ходу толкателя рабочего цилиндра 4…6 мм и зазору 2 мм между фрикционным кольцом упорного фланца и подшипником муфты выключения сцепления. Регулируется свободный ход наконечником 5 (рисунок 6.2), который фиксируется гайкой 6. Прежде чем регулировать свободный ход педали сцепления, необходимо убедиться в наличии зазора 0,1…0,5 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра. Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, устанавливается ограничителем 14 (рисунок 6.1) и определяется легким касанием толкателя о поршень или свободным ходом педали 0,4…2 мм.
Рисунок 6.1 – Педаль и главный цилиндр привода сцепления автомобиля ВАЗ–2107:
1 – пробка; 2 – корпус главного цилиндра; 3 – перепускное (компенсационное) отверстие; 4 – прокладка штуцера; 5 – штуцер; 6 – стопорная пружинная шайба; 7 – поршень главного цилиндра; 8 –уплотнительное колы; 9 – поршень толкателя; 10 – крючок; 11 –кронштейн педалей сцеплений; 12 – пружина сервопривода педали сцепления; 13 – оттяжная пружина педали сцепления; 14 – ограничитель хода педали сцепления; 15 – педаль сцепления; 16 – толкатель поршня; 17 – защитный колпачок; 18 – стопорное кольцо; 19 – впускное отверстие; 20 – уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 – перепускное отверстие поршня; 22 – рабочая полость цилиндра; 23 – пружина; 24 – прокладка
Рисунок 6.2 – Рабочий цилиндр выключения сцепления и вилка:
1 – шаровая опора; 2 – пружина; 3 – вилка выключения сцепления; 4 – толкатель; 5 – регулировочный наконечник; 6 – гайка; 7 – оттяжная пружина; 8 – пробка; 9 – штуцер для прокачки; 10 – корпус цилиндра; 11 и 14 – уплотнительные кольца; 12 – защитный колпачок; 13 – поршень; 15 – тарелка; 16 – пружина поршня; 17 – опорная шайба пружины; 18 – стопорное кольцо
Свободный ход педали сцепления у автомобилей ГАЗ–3307 и ГАЗ–3308 должен быть в пределах 30–45 мм, у автомобилей ЗИЛ–431410, ЗИЛ–130 и ЗИЛ–131 в пределах 35–50 мм.
Сцепление автомобиля ГАЗ–3308 имеет гидравлический привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопроводов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцепления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки.
Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины забора между головками рычагов и муфтой выключения сцепления. Зазор между штоком и днищем поршня главного цилиндра должен равняться 0,5–1,5 мм. Зазор между упорным подшипником выключения сцепления и головками рычагов 12 должен быть 2,5–3 мм. Указанные зазоры – регулируются эксцентриковым болтом 6 и изменением длины штока рабочего цилиндра 13 привода.
Сумме этих двух зазоров соответствует свободный ход педали сцепления 32–44 мм.
Для проверки величины свободного хода педали необходимо установить линейку с делениями, как указано на рисунке 6.4.
Нажимая на педаль сцепления рукой до момента упора упорного подшипника (почувствуется резкое увеличение сопротивления движению педали), заметить показания на линейке от начала нажатия. Для регулировки свободного хода педали надо ослабить контргайку 2 тяги 7 и поворотом сферической гайки 3 изменить длину тяги. Для уменьшения свободного хода педали гайку 3 навертывают, а для увеличения – отвертывают. Затем надо затянуть контргайку и проверить свободный ход педали (при неработающем двигателе). Если нужно, регулировку повторяют до получения нормальной величины свободного хода.
Работа гидравлического привода заключается в следующем. При нажатии на педаль сцепления через тягу, рычаг и толкатель перемещается поршень главного цилиндра, который вытесняет жидкость в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на вилку, чем и обеспечивается выключение сцепления.
Свободный ход педали сцепления «В» автомобиля ЗАЗ – 1102 должен составлять 20...30 мм, что соответствует свободному ходу конца рычага вилки выключения сцепления 4...6 мм.
Для уменьшения свободного хода педали отпустите контргайку 1 (рисунок 6.3) и удерживая наконечник троса ключом за лыску, заворачивайте регулировочную гайку 2. Для увеличения свободного хода гайку отворачивайте.
Рисунок 6.3 – Привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ – 1102:
1 – контргайка; 2 – гайка регулировочная; 3 – пружина; 4 – рычаг оси, 5 – упор на картере; 6 – демпфер; 7 – уплотнитель; 8 –трос в сборе; 9 – упор на кузове; 10 – защелка; 11–ось педалей, 12 – упор педали; 13–буфер; 14 – педаль сцепления; В – свободный ход педали; А – полный ход педали
6.1.3. Неисправности сцепления
Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля. В процессе эксплуатации наиболее частые неисправности сцепления – пробуксовывание, неполное выключение и рывки при включении сцепления.
Для проверки исправности сцепления необходимо:
при работающем двигателе выключить сцепление и поочередно включать передачи. Если включение передач сопровождается шумом, значит, сцепление полностью не выключается («ведет»);
при работающем двигателе затянуть ручной тормоз. Затем включить высшую передачу и, плавно нажимая на педаль управления дросселем, отпускать педаль сцепления.
Рисунок 6.4 – Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления:
а – величина свободного хода педали; 1 – регулируемая тяга; 2 – контргайка; 3 – регулировочная гайка; 4 – педаль
Если двигатель заглохнет, сцепление исправно, если будет продолжать работать – неисправно (пробуксовывает).
Пробуксовывание сцепления. Основными причинами пробуксовывания сцепления могут быть отсутствие свободного хода педали сцепления, замасливание и износ фрикционных накладок диска.
При замасливании дисков сцепления также происходит пробуксовывание дисков. В этом случае сцепление необходимо разобрать, промыть диски керосином и зачистить фрикционные накладки металлической щеткой. Необходимо при этом устранить причину попадания масла в сцепление. Можно также промыть сцепление и без его разборки. Для этого снимают нижнюю крышку картера сцепления, пускают двигатель и, попеременно включая и выключая сцепление, промывают диски струёй керосина, пользуясь промывочным шприцем.
Пробуксовывание дисков может быть и вследствие значительного износа фрикционных накладок. Если неисправность не устраняется регулировкой свободного хода педали, необходимо заменить накладки.
Неполное выключение сцепления чаще всего вызывается слишком большим свободным ходом педали сцепления или же короблением дисков. В первом случае необходимо произвести регулировку свободного хода педали, во втором случае – ремонт или замену дисков.
6.1.4. Прокачка гидропривода сцепления
Наличие воздуха в гидроприводе определяется по неполному выключению сцепления, по «мягкости» и «провалам» педали сцепления. Для удаления воздуха из гидропривода необходимо:
проверить уровень жидкости в бачке гидропривода; при необходимости долить жидкость;
надеть на головку штуцера 9 (рисунок 6.2) рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погрузить в жидкость для гидропривода (30…50 г), налитую в чистый сосуд, отвернуть на пол–оборота штуцер 9;
резко нажимать и плавно отпускать педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга. Затем, нажав на педаль, завернуть до отказа штуцер, снять шланг и надеть колпачок штуцера.
Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пузырьки воздуха, необходимо проверить надежность крепления соединений, выяснить, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через неисправные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндров.
При прокачке необходимо следить, чтобы уровень жидкости в бачке был выше отверстия для трубки, идущей к главному цилиндру, а конец шланга, используемого для прокачки, был постоянно погружен в жидкость.
- Часть II
- 1. Лабораторная работа №10. Проверка и регулировка топливного насоса высокого дАвления
- 1.1. Теоретический раздел
- 1.2. Описание лабораторной установки
- 1.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 1.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 2. Лабораторная работа №11. Исследование влияния условий эксплуатации на состояние дизельных форсунок
- 2.1. Теоретический раздел
- 2.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 2.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 3. Лабораторная работа № 12. Регулирование токсичности выхлопных газов карбюраторного двигателя
- 3.1. Теоретический раздел
- 3.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 3.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 4. Лабораторная работа № 13. Исследование влияния состояния газораспределительного механизма на эксплуатационные параметры автомобиля
- 4.1. Теоретический раздел
- 4.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 4.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 5. Лабораторная работа №14. Изучение конструкции и устройства лазерного стенда для измерения углов установки колес автомобиля «вектор – 1»
- 5.1. Теоретический раздел
- 5.2. Описание лабораторной установки
- 5.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 5.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 6. Лабораторная работа №15. Изучение технологии технического обслуживания механизма сцепления автомобиля
- 6.1. Теоретический раздел
- 6.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 6.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 7. Лабораторная работа № 16. Регулирование редуктора заднего моста автомобиля ваз–2107
- 7.1. Теоретический раздел
- 7.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 7.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 8. Лабораторная работа № 17. Диагностирование тормозной системы автомобиля с помощью тормозного стенда к–208
- 8.1. Теоретический раздел
- 8.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 8.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список