logo search
10

10.2. Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным, уни­версальным средством коммуникации и занимает важное место в транспортной системе страны.

Этот вид транспорта в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстоя­ния, что связано со сравнительно высокой себестоимостью автомобильного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высо­кую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.

Руководит развитием автомобильного транспорта в России Министерство транспорта РФ со своим подразделением - Фе­деральным дорожным агентством (Росавтодор РФ).

Материально-техническая база автомобильного транспорта включает:

  1. подвижной состав - автомобили транспортные (грузовые, пассажирские, легковые машины и автобусы), автомобили специальные (мастерские, компрессоры, подъемные краны, уборочные электростанции на ходу, магазины, буфеты, столовые, радио­станции, телевизионные станции на ходу), прицепы - одноосные, двухосные, многоосные грузоподъемностью до 10 т, полу­прицепы — одноосные и двухосные грузоподъемностью до 30 т;

  2. автотранспортные предприятия - пассажирские, грузовые и смешанные грузопассажирские автокомбинаты и объединения, пассажирские станции и вокзалы, грузовые станции, базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционные агентства и конторы по перевозкам пассажиров и гру­зов, принадлежащих субъектам товарного рынка;

  3. дорожное хозяйство - автомобильные дороги, предпри­ятия (организации) по их ремонту и содержанию, заводы, базы по приготовлению дорожно-строительных материалов (дороги и улицы в городах вместе с организациями по их содержанию и ремонту относятся к жилищно-коммунальному хозяйству и бы­товому обслуживанию населения).

Не входят в дорожное хозяйство и так называемые ведомст­венные дороги, являющиеся подъездами к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям и другим нетранспортным отраслям (эти дороги - собственность предприятий и исполь­зуются на правах сооружений, содержатся и ремонтируются их владельцами). По назначению, покрытию, уровню технического и эксплуатационного состояния внегородские и общего пользо­вания автомобильные дороги подразделяются на общероссий­ские, областные, краевые, республиканские, районные, местные.

Состояние дорожного хозяйства страны, особенно в отда­ленных районах, сдерживает быстрое развитие автомобильного транспорта. Так, примерно 33% дорог с твердым покрытием (гравийные, булыжниковые, шлаковые, щебеночные) не соответст­вуют техническим нормам, быстро изнашиваются и требуют до­рогостоящего ремонта, а 11% автодорог грунтовые;

4) специальные сооружения - эстакады, мосты, подземные переходы, заправочные станции, шиномонтажные и шиноре­монтные пункты, аккумуляторные зарядные станции, моечные пункты, станции (пункты) по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, магазины по продаже автомобильных за­пасных частей, придорожные гостиницы и кемпинги, пункты общественного питания.

Функционирование автомобильного транспорта основано на определенной технологии: ремонт, техническое обслуживание автомобильных дорог и подвижного состава, осуществление дви­женческих операций (собственно перевозка, обеспечивающая передвижение грузов и пассажиров). К документам, определяющим форму организации транспортного процесса, относятся: графики движения подвижного состава на междугородных, при­городных, городских линиях; планы маршрутизации перевозок; планы оптимальной дислокации подвижного состава по соот­ветствующим предприятиям и рационального размещения самих автотранспортных предприятий.