7.1. Теоретический раздел
7.1.1. Общие сведения
Техническое обслуживание заднего моста заключается при проверке через каждые 10 000 км пробега уровня масла в балке заднего моста и при необходимости – в его доливке, а также в замене масла после первых 1500 – 2000 км, а затем через каждые 30000 км пробега.
7.1.2.Определение неисправностей редуктора по шуму
Поиск возможных неисправностей необходимо проводить следующим образом [7,8,9].
Испытание №1. Чтобы отчетливо определить характер шума, необходимо вести автомобиль по шоссе со скоростью приблизительно 20 км/ч. Затем постепенно увеличивать скорость до 120 км/ч, прислушиваясь к различным видам шума и замечая скорость, при которой они появляются и исчезают.
Отпустить педаль управления дросселем и без притормаживания снизить скорость двигателем, Во время замедления следить за изменением шума, а также за моментом, когда шум усиливается. Обычно шум возникает и исчезает при одних и тех же скоростях, как при ускорении, так и при замедлении.
Испытание № 2. Разогнать автомобиль приблизительно до 120 км/ч, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключить зажигание и дать автомобилю свободно катиться до остановки. При этом следить за характером шума на, различных скоростях замедления. Шум, замеченный во время этого испытания и соответствующий замеченному при первом испытании, исходит не от шестерен главной передачи, поскольку они без нагрузки не могут давать шума. Напротив, шум, отмеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором, может исходить от шестерни редуктора, подшипников ведущей шестерни или дифференциала.
Испытание №3. При неподвижном и заторможенном автомобиле включить двигатель и, увеличивая постепенно частоту вращения коленчатого вала, сравнить возникающие шумы с замеченными в предыдущих испытаниях.
Если возникающие шумы похожи на шумы первого испытания, то к редуктору не относятся: возможно, шумы вызваны другими узлами, например, воздухоочистителем, глушителем, двигателем или кузовом.
Испытание №4. Шумы, обнаруженные при первом испытании и не повторившиеся при последующих, исходят от редуктора. Для подтверждения следует поднять задние колеса, пустить двигатель и включить четвертую передачу. При этом можно убедиться, что шумы действительно исходят от редуктора, а не от других узлов, например подвески или кузова.
Рисунок 7.1 – Детали редуктора заднего моста автомобиля ВАЗ–2101:
1 – фланец ведущей шестерни; 2 – сальник; 3 – маслоотражатель; 4 – передний роликовый подшипник; 5 – задний роликовый подшипник; 6 – регулировочное кольцо ведущей шестерни; 7 – опорная шайба шестерни полуоси; 8 – шестерня полуоси; 9 – сателлит; 10 – ось сателлита; 11 – ведомая шестерня; 12 – коробка дифференциала; 13 – роликовый подшипник; 14 – регулировочная гайка; 15 – болт стопорной пластины; 16 и 17 – стопорные пластины; 18 – болт крепления ведомой шестерни к коробке дифференциала; 19 – ведущая шестерня; 20 – болт крышки подшипника; 21 – пружинная шайба; 22 – прокладка; 23 – болт крепления картера редуктора к балке заднего моста; 24 – картер редуктора; 25 – распорная втулка; 26 – плоская шайба; 27 – гайка фланца ведущей шестерни
7.1.3. Проверка технического состояния деталей редуктора
Перед осмотром детали редуктора тщательно промыть, затем проверить, нет ли на зубьях шестерен повреждений и правильно ли расположены пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев: при обнаружении недопустимого износа детали необходимо заменить новыми; в случае, если зацепление зубьев неправильное, найти причину; шестерни с выкрашенными зубьями заменить и проверить состояние сопрягаемых шестерен.
В запасные части ведущая и ведомая шестерни поставляются комплектом, подобранным по шуму и контакту; следовательно, если одна из них повреждена, то заменяются обе.
Проверить состояние отверстий сателлитов и поверхности их оси; при незначительных повреждениях поверхности отшлифовать мелкозернистой шкуркой, а при серьезных повреждениях детали заменить новыми. Поверхности шеек шестерен полуосей и их посадочные отверстия на коробке дифференциала проверять аналогичным образом.
Проверить поверхности опорных шайб шестерен полуосей, при этом даже незначительные повреждения необходимо устранить. При замене шайб новыми, их необходимо подбирать требуемой толщины.
Осмотреть роликовые подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала. Они должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями. Заменить подшипники при малейшем сомнении в их работоспособности, плохое состояние подшипников может быть причиной шума и заедания зубьев.
Проверить, нет ли на картере и на коробке дифференциала деформации или трещин, при необходимости заменить их новыми.
Сборка редуктора. Надежная работа редуктора обеспечивается строгим соблюдением нижеприведенных приемов по сборке и регулировке.
7.1.4. Сборка коробки дифференциала
Установить в коробке дифференциала (рисунок 7.1) шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты. Провернуть сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения сателлитов с осью отверстий на коробке, затем вставить ось сателлитов.
Проверить осевой зазор каждой шестерни полуоси, который должен составлять 0 – 0,10 мм. При увеличенном зазоре заменить опорные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины. В запасные части опорные шайбы для шестерен полуосей поставляются толщиной от 1,80 до 2,10 мм с интервалом 0,05 мм. Если указанный зазор не удается получить даже при установке опорных шайб наибольшей толщины, шестерни необходимо заменить новыми ввиду их чрезмерного износа.
Установить ведомую шестерню на коробку дифференциала и затянуть болты ее крепления динамометрическим ключом.
Оправкой А.70152 запрессовать внутренние кольца роликовых подшипников дифференциала.
7.1.5. Установка и регулировка ведущей шестерни
Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца 6, устанавливаемого между упорным торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.
В запасные части регулировочные кольца для ведущей шестерни поставляются толщиной от 2,55 до 3,35 мм с интервалом 0,05 мм. Подбирают регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором. Операции проводят в следующем порядке.
С помощью кронштейна A.22206/4 закрепить картер редуктора на стенде A.22204, запрессовать в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправкой А.70185 для переднего подшипника и оправкой А.70171 для заднего (рисунок 7.2).
На оправке А.70184, имитирующей ведущую шестерню, установить с помощью оправки А.70152 (рисунок 7.3) внутреннее кольцо заднего подшипника и вставить оправку 1 (рисунок 7.4) в горловину картера главной передачи.
Установить внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и затянуть гайку оправки моментом 8 – 10 Нм, поворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников.
Закрепить подставку А.95690 на торце оправки 1 и настроить индикатор 3, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184, за тем передвинуть индикатор так, чтобы его ножка попала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала.
Поворачивая налево и направо оправку 1 с индикатором, остановить ее в положении, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение , и записать его. Повторить эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определить значение .Среднее арифметическое показаний двух замеров составляет размер :
(7.1)
где и – расстояния от торца оправки до шеек подшипников дифференциала (рисунок 7.4);
Рисунок 7.2 – Оправка для выпрессовки наружных колец переднего (А.70185) и заднего (А.70171) подшипников (в скобках даны размеры оправки А.70185) |
Рисунок 7.4 – Схема установки оправки А.70184 и индикатора с подставкой А.95690 для определения толщины регулировочного кольца ведущей шестерни: 1 – оправка А.70184; 2 – подставка А.95690; 3 – индикатор
|
Рисунок 7.3 – Оправка А.70152 |
определить толщину регулировочного кольца, которая является алгебраической разностью величин и :
(7.2)
где – отклонение ведущей шестерни от номинального положения, мм.
На каждой шестерне главной передачи ставится порядковый номер, кроме того, на ведущей шестерне – отклонение от номинального положения в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус.
При определении толщины регулировочного кольца следует учитывать знак величины и ее единицу измерения.
Пример. Допустим, что величина , установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина всегда положительна), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение – 14. Чтобы получить величину в миллиметрах, следует умножить указанную величину на 0,01 мм, тогда =0,14 мм.
Определяем толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни:
мм.
В данном случае, необходимо поставить регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.
Надеть на ведущую шестерню регулировочное кольцо требуемой толщины, напрессовать оправкой А.70152 (рисунок 7.5) внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184, и вставить новую распорную втулку.
Рисунок 7.5 – Установка внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню: 1 – внутреннее кольцо заднего подшипника; 2 – оправка А.70152; 3 – регулировочное кольцо; 4 – ведущая шестерня
|
Рисунок 7.6 – Установка ведущей шестерни: 1 – регулировочное кольцо; 2 – распорная втулка; 3 – картер редуктора; 4 – сальник; 5 – гайка; 6 – фланец; 7 – грязеотражатель
|
Вставить ведущую шестерню (рисунок 7.6) в картер редуктора и установить на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу под гайку. Навернуть на конец ведущей шестерни самоконтрящуюся гайку крепления и, застопорив фланец ведущей шестерни, затянуть ее динамометрическим ключом (о моменте затягивания см. ниже).
При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, ведущая шестерня главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.
7.1.6. Затягивание подшипников ведущей шестерни
Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками, очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг. Натяг контролируется динамометром А.95697 (рисунок 7.7), замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни. Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 1,6 – 2,0 Нм для новых подшипников и 0,4 – 0,6 Нм для подшипников после пробега 30 км и более.
Рисунок 7.7 – Динамометр А.95697:
1 – указатель подвижной; 2 – указатель ограничения крутящего момента; 3 – корпус; 4 – рукоятка; 5 – стержень с наконечником
7.1.7. Затягивание самоконтрящейся гайки
Затягивание самоконтрящейся гайки следует проводить с приложением момента 120 – 260 Нм, периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни. Для проверки момента сопротивления надеть динамометр на переходную втулку, установить указатель 2 ограничения момента на деление шкалы, соответствующие 2,0 Нм, и рукояткой 4 сделать несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель 1 не должен переходить за указатель 2 и должен показывать не менее 1,6 Нм. Если момент сопротивления проворачиванию меньше 1,6 Нм (0,4 Нм для подшипников после 30 км пробега), то необходимо подтянуть гайку фланца ведущей шестерни, не превышая заданный момент затягивания, и проверить вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни, Если момент сопротивления проворачиванию превышает 2,0 Нм (6 Нм для приработанных подшипников), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, а момент затяжки гайки меньше 120 Нм, необходимо заменить распорную втулку 2 новой, так как она подверглась чрезмерной деформации до размера, не позволяющего произвести. регулировку правильно. После замены распорной втулки повторить сборку с соответствующими регулировками и проверками.
7.1.8. Установка коробки дифференциала.
Поместить в картер предварительно собранную коробку дифференциала в комплекте с наружными кольцами подшипников. Установить две регулировочные гайки 14 (рисунок 7.1) так, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников. Установить крышки подшипников и затянуть болты крепления динамометрическим ключом.
7.1.9. Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи
Эти операции выполняются одновременно при помощи приспособления А.95688/К и ключа 2 А.55085 (рисунок 7.8).
Закрепить на картере редуктора приспособление винтами 1 и 6, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек. По направляющей приспособления сместить кронштейн 7 до соприкосновения рычага 5 с наружной боковой поверхностью крышки и затянуть винт 8. Ослабить винты 11 и 12 и установить кронштейн. И так, чтобы ножка индикатора 10 опиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба, затем затянуть винты 11 и 12. Поворачивая регулировочные гайки 1 и 2 (рисунок 7.9), предварительно отрегулировать боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в пределах 0,08 – 0,13 мм. Зазор проверяется по индикатору 10 (рисунок 7.8) при покачивании шестерни 8.
При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга. Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.
Последовательно и равномерно затянуть две регулировочные гайки 4 подшипников, при этом крышки подшипников дифференциала расходятся и, следовательно, увеличивается расстояние Д (рисунок 7.9). Это расхождение отмечается индикатором 9 (рисунок 7.8), на ножку которого действует рычаг 5.
Рисунок 7.8 – Установка предварительного натяга подшипников коробки дифференциала |
Рисунок 7.9 – Схема проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала |
Гайки для регулировки подшипников коробки дифференциала затягиваются до увеличения расстояния Д на 0,16 – 0,20 мм. Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверить боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен изменяться. Если зазор в зацеплении шестерен главное перед меняться. Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,08 – 0,13 мм, то необходимо приблизить ведомую шестерню к ведущей или удалить, если зазор меньше. Чтобы сохранить установленный предварительный натяг подшипников, ведомую шестерню следует перемещать, подтягивая одну из регулировочных гаек и ослабляя другую на тот же угол.
Для точного выполнения этой операции необходимо следить за индикатором 9 (рисунок 7.8), который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников. После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличится расхождение Д (рисунок 7.9) крышек и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляют до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение. Затем по индикатору (рисунок 7.8) проверить величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторить регулировку.
Рисунок 7.10 – Редуктор заднего моста, установленный на стенде для проверки шумности
Снять приспособление А.95688/R, установить стопорные пластины регулировочных гаек и закрепить их болтами с пружинными шайбами. Стопорные пластины поставляются в запасные части двух типов (с одной и с двумя лапками) и устанавливаются в зависимости от положения прорези гайки.
Регулировку узлов редуктора можно выполнять на стенде (рисунок 7.10), на котором можно также испытать редуктор на шум и проверить расположение и форму пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев, как указано ниже.
7.1.10. Проверка контакта рабочей поверхности зубьев шестерен главной передачи
Для окончательной проверки качества зацепления шестерен главной передачи необходимо выполнить на стенде следующие операции:
произвести предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировку зазора зацепления шестерен главной передачи;
смазать рабочие поверхности зубьев ведомой шестерни топким слоем свинцовой окиси, пустить стенд с установленным редуктором, а затем рычагами, которыми оснащен стенд, притормаживать вращение установленных полуосей так, чтобы под нагрузкой на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни;
изменить направление вращения стенда и притормаживать таким образом, чтобы следы контакта остались на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля задним ходом.
Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая его длины и не выходя на вершину и основание зуба. Способы регулировки и различные положения пятна контакта приведены в таблице 7.1. Для регулировки правильного положения ведущей шестерни с заменой кольца необходима разборка редуктора.
При сборке необходимо повторить все операции по предварительному натягу роликовых подшипников ведущей шестерни, по проверке момента сопротивления проворачиванию, по предварительному натягу роликовых подшипников коробки дифференциала и по регулировке бокового зазора зацепления шестерен главной передачи.
Таблица 7.1 – Регулировка пятна контакта в зацеплении шестерён главной передачи
Положение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни | Способ исправления | Направление перемещения шестерён | |
Передний ход | Задний ход | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
| Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получиться малый боковой зазор в зацеплении, отодвинуть ведущую шестерню |
| |
| Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получиться большой боковой зазор в зацеплении, придвинуть ведущую шестерню |
|
Продолжение таблицы 7.1
1 | 2 | 3 | 4 |
| Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если при этом боковой зазор будет мал, отодвинуть ведомую шестерню |
| |
| Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если при этом боковой зазор в зацеплении будет велик, придвинуть ведомую шестерню |
|
- Часть II
- 1. Лабораторная работа №10. Проверка и регулировка топливного насоса высокого дАвления
- 1.1. Теоретический раздел
- 1.2. Описание лабораторной установки
- 1.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 1.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 2. Лабораторная работа №11. Исследование влияния условий эксплуатации на состояние дизельных форсунок
- 2.1. Теоретический раздел
- 2.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 2.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 3. Лабораторная работа № 12. Регулирование токсичности выхлопных газов карбюраторного двигателя
- 3.1. Теоретический раздел
- 3.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 3.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 4. Лабораторная работа № 13. Исследование влияния состояния газораспределительного механизма на эксплуатационные параметры автомобиля
- 4.1. Теоретический раздел
- 4.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 4.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 5. Лабораторная работа №14. Изучение конструкции и устройства лазерного стенда для измерения углов установки колес автомобиля «вектор – 1»
- 5.1. Теоретический раздел
- 5.2. Описание лабораторной установки
- 5.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 5.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 6. Лабораторная работа №15. Изучение технологии технического обслуживания механизма сцепления автомобиля
- 6.1. Теоретический раздел
- 6.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 6.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 7. Лабораторная работа № 16. Регулирование редуктора заднего моста автомобиля ваз–2107
- 7.1. Теоретический раздел
- 7.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 7.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 8. Лабораторная работа № 17. Диагностирование тормозной системы автомобиля с помощью тормозного стенда к–208
- 8.1. Теоретический раздел
- 8.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 8.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список