logo search
Гл

14.10. Терминальные перевозки грузов.

Совершенствование перевозок грузов автомобильным транспортом связано, в первую очередь, с повышением грузоподъемности подвижного состава, скорости доставки грузов, улучшением условий работы водителей.

Наиболее эффективными являются перевозки партий груза, по массе соответствующих или кратных грузоподъемности подвижного состава.

Вместе с тем развитие производства и торговых связей все чаще вызывает необходимость отправок мелких партий груза. При этом грузоотправитель вынужден либо ждать накопления соответствующей партии груза, либо оплачивать перевозку малой партии груза по стоимости крупнотоннажной перевозки.

Кроме того, эффективность работы подвижного состава, работающего на междугородных и международных перевозках, в значительной степени зависит от согласованности работы грузовладельцев и перевозчиков по времени отправки и доставки грузов. Вынужденные простои в ожидании передачи грузов составляют 12–14 часов за рейс, фактическая выработка подвижного состава по этой причине при короткопробежных перевозках снижается в 1,5–2 раза от расчетной.

Для решения этих проблем существуют способы организации перевозок через грузонакопительные пункты: грузовые автомобильные станции, склады транспортно-экспедиционных предприятий, контейнерные площадки и терминалы.

В странах с развитой системой сообщений наибольшее распространение получил терминальный способ перевозок мелких партий груза.

Под терминалом обычно понимают комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенных для организации передачи грузов с централизованным управлением перегрузочными и другими операциями.

Терминальная система перевозок предполагает выполнение согласованных по объему, месту и времени перевозок грузов на специально подготовленной транспортной сети. В узлах транспортной сети расположены терминалы, выполняющие функции по формированию и расформированию крупнотоннажных отправок грузов.

Сущность терминальной технологии заключается в расчленении процесса доставки груза на три взаимосвязанных подпроцесса:

подвоз-развоз мелких партий груза между клиентами и грузовым терминалом;

формирование (расформирование) крупнотоннажных отправок на терминалах;

межтерминальные перевозки грузов автопоездами большой грузоподъемности.

С учетом такой технологии терминальная система (рис. 14.12) состоит:

из терминалов;

подсистемы завоза-развоза грузов между клиентами и терминалами;

подсистемы межтерминальных перевозок грузов.

Преимуществами терминальной технологии перевозок являются:

высокий уровень межтерминальных перевозок по постоянным графикам (60–80 % отправок);

централизованное оперативное управление перевозками и работой терминалов;

возможность использования высокоэффективных технологий перевозок для большого количества мелких отправок;

возможность применения традиционного сквозного метода доставки крупных партий грузов, не требующих подгруппировки, при организации перевозок на небольшие расстояния и в других случаях.