logo search
otvety_k_TO_i_Remont

Безотказность автомобиля. Вероятность безотказной работы. Интенсивность отказов. Коэффициент отказов.

Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение периода наработки без вынужденных перерывов.

Наработка на отказ — время работы до первого отказа. Под от­казом понимают событие, после которого машина полностью или частично утрачивает свои функции. По своему характеру отказы де­лят на постепенные и случайные.

Постепенным называется отказ, который может быть предсказан в процессе эксплуатации автомобиля. Сюда относятся забивка фильтров, износ шеек коленчатого вала, износ тормозных накладок и т. д., ориентировочное время работы которых обычно известно. Устранение таких отказов производится при планируемых техническом обслуживании или ремонте машин.

Случайным называется отказ, характер и причина появления которого неизвестны, такие отказы прогнозируются на основании теории вероятности и обычно учитываются временем на гарантийный ремонт. Устранение случайных отказов производится заводом-изготовителем, если отказ произошел во время гарантийного срока. Длительность гарантийного срока определяется наработкой на отказ и для различных агрегатов она разная.

В качестве основной количественной меры надежности ТУ, характеризующей закономерность появления отказов во времени, принята вероятность безотказной работы.

Вероятность безотказной работы (ВБР) это вероятность того, что за определенное время работы ТУ и в заданных условиях эксплуатации отказа не происходит.

Поскольку возникновение отказа является случайным событием, то и время его возникновения to - также событие случайное. Поэтому ВБР:

p(t)=p(toіt),

где t -   заданное время работы.

Вероятность появления отказа это вероятность противоположного события:

q(t) = p(to<t).

Но событие отказа и событие безотказности - суть противоположные события. Поэтому, в соответствии со свойством вероятностей противоположных событий, можно записать

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ - показатель надежности неремонтируемых технических устройств. Наиболее часто применяется для характеристики надежности узлов радиоэлектронных и автоматических систем. Численно равна вероятности отказа устройства в единицу времени начиная с некоторого момента времени при условии, что до этого отказа не было.

Коэффициент отказов представляет собой отношение числа отказов однотипных элементов nэ к общему числу отказов в системе nс:

Величина этого коэффициента позволяет оценить степень влияния определенного типа элемента на надежность системы в целом. Однако он не дает возможности определить, какой тип элементов системы менее надежен, а какой более надежен. Для этой цели может быть использован относительный коэффициент отказов

koo = nэNc,

где - количество элементов определенного типа в системе;

Nc- полное количество элементов всех типов в системе. Эти коэффициенты могут быть выражены через другие показатели надежности. Так, количество отказов в системе вследствие неисправных элементов определенного типа в течение промежутка времени Dtможно определить с помощью выражения

nэ=NэС0эt,

где wэ – средняя плотность вероятности отказов элементов определенного типа. За это же время в системе произойдет всего отказов:

nc = WcDt , гдеWc – суммарная плотность вероятности отказов в системе.

Подставим полученные значения в выражение коэффициента отказов

ko = NэwэDt =  .WcDt          Wс

При D®Ґпредельное значение средней плотности вероятности элементов определенного типа будет равно

 = . Следовательно,

ko = . Wс

Аналогично можно найти зависимость относительного коэффициента отказов koo от средней и суммарной плотности вероятности отказов:

koo = nэNc =wэNэNcDt = Nc  .nc Nэ      Wс Dt        Wс

  1. Сохраняемость и долговечность автомобиля. Ресурс, срок службы.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установлен­ной системе ТО и ремонта.

Для неремонтируемых изделий свойства безотказности и дол­говечности совпадают, так как их предельным состоянием является первый отказ. Ремонтируемое изделие после отказа может быть вос­становлено, если это экономически целесообразно. Для некото­рых изделий, которые можно многократно ремонтировать, преде­лом долговечности, когда они подлежат списанию, обычно бывает экономическая нецелесообразность дальнейшей эксплуатации или моральный износ. Автомобили и их агрегаты также допускают возможность многократного восстановления, но наступает момент, ког­да их ремонтировать невыгодно, и тогда их списывают.

Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь ра­ботоспособным, например, его дальнейшее применение по назначе­нию станет недопустимым по требованиям безопасности, экономич­ности, эффективности и безвредности. Объект, перешедший в нера­ботоспособное состояние, может не достигнуть предельного состоя­ния, если восстановление работоспособного состояния целесооб­разно и (или) допустимо.

Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения пока­зателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в те­чение и после хранения и (или) транспортирования.

Сохраняемость объекта характеризуется его способностью про­тивостоять отрицательному влиянию продолжительности хране­ния и транспортирования на его безотказность, ремонтопригодность и (или) долговечность. Сохраняемость представляют в виде двух составляющих, одна из которых проявляется во время хранения, а другая — во время применения объекта после хранения и (или) транспортирования. Продолжительное хранение и транспортиро­вание в необходимых условиях для многих объектов могут отрица­тельно влиять не только на их поведение во время хранения, но и при последующем применении объекта.

7. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Планово-предупредительная система ТО.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная (по плану) постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. «Положением» предусматривается:

1. Ежедневное обслуживание ЕО

2. Техническое обслуживание № 1 ТО-1

3. Техническое обслуживание № 2 ТО-2

4. Сезонное обслуживание СО

5. Текущий ремонт ТР

6. Капитальный ремонт КР

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью.

8. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика. ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, ремонт.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная (по плану) постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. «Положением» предусматривается:

1. Ежедневное обслуживание ЕО

2. Техническое обслуживание № 1 ТО-1

3. Техническое обслуживание № 2 ТО-2

4. Сезонное обслуживание СО

5. Текущий ремонт ТР

6. Капитальный ремонт КР

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью.

9. Текущий ремонт автомобиля включает разборочно-сборочные, сварочные, кузовные, электротехнические, слесарно-механические и другие работы, необходимые для устранения отдельных неисправностей, со снятием или без снятия агрегата с автомобиля. Потребность в текущем ремонте выявляется при контрольно-осмотровых работах технического обслуживания и в процессе эксплуатации автомобиля.

Капитальный ремонт автомобиля предназначен для восстановления его технического состояния, обеспечивающего срок службы автомобиля па весь период установленного межремонтного пробега. При капитальном ремонте автомобиля производится полная его разборка на агрегаты, узлы и детали, контрольная проверка и сортировка деталей на годные, требующие ремонта и негодные. Рама автомобиля переклепывается, комплектуются все узлы и агрегаты, производятся их сборка, испытание и регулировка. Испытанные агрегаты собираются на раме, после чего автомобиль подвергается испытанию пробегом. Все неисправности, выявленные при испытании автомобиля, устраняются, и автомобиль окрашивают.

10. Слово диагностика в переводе с греческого означает "способный распознать".

Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. Диагностика изучает формы проявления технических состояний, методы и средства обнаружения неисправностей и прогнозирование ресурса работы объекта без его разборки. Она позволяет количественно оценить безотказность и эффективность автомобиля и прогнозировать эти свойства в пределах остаточного ресурса или заданной наработки.

Диагностика поддерживает на высоком уровне надёжность автомобилей, уменьшает расход запасных частей, материалов и трудовых затрат на ТО и ремонт, повышает производительность автомобиля и снижает себестоимость перевозок.

общее диагностирование (Д - 1);

углублённое (поэлементное) диагностирование (Д - 2);

Диагностирование Д - 1 проводится перед каждым ТО - 1 в день постановки автомобиля на обслуживание и предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

Диагностирование Д - 2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д - 2 устанавливается объём ремонтного воздействия, и оно проводится перед ТО - 2 за 1-2 дня до постановки автомобиля на обслуживание с целью подготовки производства к выполнению выявленного объёма работ.

11. Техническое состояние объекта диагноза определяют с помощью контрольно-диагностических средств. Взаимодействие между собой объекта диагноза и контрольно-диагностических средств является системой диагноза. Это взаимодействие представляет собой процесс подачи на объект диагноза многоразовых действий (исходных сигналов) и многоразовое изменение и анализ ответов (исходных сигналов) объекта на эти действия (вызов автоэвакуатора). Действия на объект могут поступать от контрольно-диагностических средств или внешних (по отношению к системе диагноза) сигналов, которые определяются рабочим алгоритмом функционирования объекта. В зависимости от способа функционирования действия на объект различают системы функционального и тестового диагноза.

В системах функционального диагноза действия, которые поступают на основные входы объекта, заданные его рабочим алгоритмом функционирования. Эти действия будем называть рабочими. На сложных участках пути правильная диагностика автомобилей способствует предупреждению пробок и заторов на дорогах: техпомощь и эвакуатор машинам, попавших в пробку или в аварию, быстро разрулит ситуацию. Системы функционального диагноза используют в основном для проверки правильного функционирования и поиска неисправностей агрегатов, узлов и систем автомобиля, которые поднимают нормальное функционирование. Эти системы работают, когда автомобиль применяется по назначению. Они могут использоваться и в режимах имитации функционирования объекта. В этом случае должны быть обеспечена имитация рабочих процессов. Такое использование систем функционального диагноза целесообразное при налаживании и ремонте объекта.

Более всего распространенные системы функционального диагноза, когда автомобиль используется по назначению. Так, водителю современного автомобиля поступает информация о давлении масла в главной магистрали двигателя, температуру ) холодной жидкости, включение указателей поворотов автомобиля и механизма блокирования межосевого дифференциала, готовность к работе электрофакельного подогревателя, спадание давления ниже от определенной границы в баллонах пневматического тормозного привода тормозных механизмов передних и задних колес отдельно, уровень топлива в баках, частоту обращения коленчатого вала, давление воздуха в контурах пневматического тормозного повода механизмов рабочей тормозной системы и др. Эти сигналы (по крайней мере, у эвакуаторов в Видном) дают возможность немедленно реагировать на нарушение правильности функционирования объекта (заменять узлы и детали, которые отказали, переходить на другой режим функционирования, делать нескладные регулирования и т.п.), во многих случаях обеспечивать выполнение заданного объема работы и тем самым увеличивать эффективность использования автомобиля. Стоимость техосмотра так же, как и эвакуация гибдд ниже, если все делать по-честному. С другой стороны, они дают возможность использовать богатый опыт водителей при решении задач оптимального управления техническим состоянием автомобилей для наиболее эффективного применения их.