logo search
Гл

14.4. Перевозки грузов специализированным подвижным составом

К специализированному подвижному составу (СПС) относят автотранспортные средства, приспособленные для перевозки одного или нескольких однородных грузов и оборудованные приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Преимущества использования СПС:

повышение сохранности грузов за счет исключения влияния на него окружающей среды;

снижение вредных последствий перевозки грузов на окружающую среду (исключение пыления, испарения);

снижение доли ручного труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

уменьшение расходов на тару и упаковку.

Недостатки использования СПС:

снижение грузоподъемности АТС на 10–20 %;

увеличение стоимости подвижного состава по сравнению со стоимостью универсальных АТС в 1,5-2 раза;

снижение показателей использования подвижного состава по пробегу; как правило, его невозможно использовать для перевозок обратными рейсами.

Время простоя специализированного подвижного состава при его загрузке и разгрузке определяется аналогично, как при перевозке автофургонами, универсальными самосвалами, но при использовании для этой цели оборудования, установленного на СПС, – исходя из его производительности.

Эффективность и целесообразность применения для перевозок грузов специализированного подвижного состава должна определяться с учетом экономических, экологических, технических и других факторов.

Целесообразность использования подвижного состава при условии достижения большей производительности можно определить по равноценному расстоянию перевозок по формуле

, (14.18)

где l p – равноценное расстояние перевозок, км;

q – разница в грузоподъемности подвижного состава, т;

t п-р – разница в продолжительности времени простоя универ-

сального и специализированного подвижного состава

при погрузке-разгрузке и по другим причинам, ч.

При перевозках на малые расстояния производительность специализированного подвижного состава выше за счет меньшего времени простоя при загрузке и выгрузке; при увеличении расстояний перевозок больше сказывается потеря грузоподъемности, в этом случае выше производительность универсального подвижного состава.

Аналогично можно определить целесообразность использования подвижного состава по экономическим показателям, более подробно этот вопрос рассмотрен в разд. 5.

Основные типы СПС приведены в табл. 14.4.