Тяговый электродвигатель
На тепловозе ТУ2 устанавливаются тяговые электродвигатели типа ДК-806А завода «Динамо» им. С. М. Кирова. На каждой тележке тепловоза установлено по два тяговых электродвигателя.
Тяговый электродвигатель ДК-806А (рис. 71) представляет собой машину закрытого исполнения с принудительной вентиляцией и предназначен для преобразования электрической энергии, получаемой от главного генератора, в механическую энергию движения тепловоза.
Подвеска тягового электродвигателя — опорно-осевая: с одной стороны двигатель через моторно-осевые подшипники опирается на ось колесной пары, а с другой — через приливы на остове и пакет пружин — на раму тележки. Такая подвеска при движении тепловоза обеспечивает постоянство расстояния между осями вала электродвигателя и колесной пары, что весьма, существенно для нормальной и надежной работы зубчатой передачи от тягового двигателя к колесной паре.
Остов 1 электродвигателя имеет восьмигранную форму и выполнен из стального литья.
В горловинах по обоим торцам его устанавливаются подшипниковые щиты 13 и 14 с роликовыми подшипниками 8 (№ 62613) и 9 (№ 32617). На крышках подшипников вала электродвигателя устанавливаются штуцера, через которые периодически осуществляется добавление смазки.
К остову тягового электродвигателя болтами прикреплены четыре главных полюса, сердечники 2 которых набраны из листов электротехнической стали, и четыре стальных литых сердечника 3 дополнительных полюсов. Обмотки возбуждения главных 4 и дополнительных 5 полюсов выполнены из обмоточной голой меди с асбестовой корпусной и межвитковой изоляцией. Катушка главного полюса показана на рис. 72.
Моторно-осевая букса 10 (см. рис. 71) со специальным устройством для смазки моторно-осевого подшипника закрепляется болтами на остове тягового электродвигателя после установки оси колесной пары.
Якорь 6 состоит из насаженного на вал сердечника 7, набранного из листов электротехнической стали, и коллектора 11. Сердечник якоря зажат между двумя нажимными шайбами, одна из которых упирается в буртик вала, а другая с натягом напрессовывается на вал. В одну из шайб упирается корпус коллектора. На конический хвостовик вала горячей посадкой насажена ведущая шестерня. Специальная гайка исключает возможность сползания шестерни с вала при ослаблении посадки.
Обмотка якоря 15 имеет 171 секцию. Каждая секция состоит из четырех витков, выполненных из меди МГМ и изолированных микалентой. Обмотка удерживается в пазах якоря бандажами из стальной проволоки. В местах выхода из сердечника обмотка имеет дополнительную изоляцию из гибкого миканита и прессшпана (электротехнический картон).
Обмотка якоря—волновая, шаг по пазам 1—11, шаг по коллектору 1 — 86. Сечение паза якоря показано на рис. 73.
В тяговом электродвигателе ДК-806А установлены два щеткодержателя 12 под углом 90° относительно друг друга. Общий вид щеткодержателя представлен на рис. 74. Схема внутренних электрических соединений и выводов тягового электродвигателя показана на рис. 75.
На рис. 76 приведены электромеханические характеристики тягового электродвигателя на 8-й позиции контроллера машиниста.
- Глава IV
- Электрические машины
- Возбудитель
- Технические данные возбудителя
- Вспомогательный генератор
- Технические данные вспомогательного генератора
- Тяговый электродвигатель
- Технические данные тягового электродвигателя
- Вспомогательные машины
- Технические данные электродвигателя топливного насоса
- Аккумуляторная батарея
- Электрические аппараты
- Контакторы
- Аппараты разные
- Основные технические данные контроллера типа кв-8а-6
- Основные технические данные выключателя типа вк-2
- Измерительные приборы
- Электрическая схема тепловоза