Вопрос 2. Объемно-планировочные решения на складе
Общая конфигурация склада и планировочные решения складских площадей на современных складах определяются выбором направления технической оснащенности и технологии грузопереработки. Рациональные объемно-планировочные решения складских площадей и их разбивка на рабочие зоны позволяют обеспечить оптимальный процесс грузопереработки на складе при максимальном использовании имеющихся мощностей.
Рациональность объемно-планировочных решений предъявляет определенные требования как к взаимному расположению складских зон, так и к размещению технологического оборудования на складских площадях. Среди основных тербований можно выделить:
- при выборе основных параметров складских зон необходимо исходить из специфики номенклатуры грузов, особенностей поставки на склад (вида транспортных средств, размеров партии, внешнего товароносителя, частоты поставки) и со склада (размера партии заказа, числа ассортиментных позиций в заказе, частоты отправки заказа каждому клиенту, числа заказав и т.д.);
- расположение складских зон по отношению друг к другу должно обеспечивать последовательное осуществление операций технологического процесса;
- погрузо-разгрузочный фронт разрабатывается с учетом видов и характеристик транспортных средств и интенсивности входящих и выходящих грузопотоков;
- при работе с различными типами транспортных средств (железнодорожные и автомобильные) зона разгрузки и зона отгрузки располагаются с противоположных сторон склада;
- зона разгрузки должна находиться в непосредственной близости к экспедиции приемки и складской зоне приемки;
- зона приемки, примыкающая к зонам хранения, должна иметь места для временного хранения товара до полной ее приемки и регистрации;
- зона основного хранения оснащается соответствующим технологическим оборудованием, которое выбирается с учетом специфики товара, его стоимости, партии поставки, особенностей комплектации и т.д.;
- проходы и проезды в зоне хранения определяются в соответствии с характеристиками применяемых подъемно-транспортных средств;
- размещение технологического оборудования в пространстве склада должно обеспечивать не только максимальное использование площадей, но максимальное использование высоты склада;
- зона комплектации должна быть оснащена с учетом особенностей самого товара и выбранной системы комиссионирования;
- зона комплектации должна обеспечивать движение грузопотоков к экспедиции отправки или к разгрузочной рампе, поэтому ее расположение предполагает непосредственную близость с двумя указанными зонами;
- экспедиция отправки должна иметь прямой выход к местам отгрузки;
- разгрузочная рампа должна обеспечивать механическую обработку груза при отправке заказа на любой вид транспортного средства.
По взаимному расположению рабочих зон возможно около 40 компоновочных решений склада. По общим компоновкам складов основным принципом классификации является расположение зоны хранения по отношению к зонам приемки и комплектации. По этому принципу склады могут быть разделены на две группы: склады с односторонним и двусторонним расположением складских зон (рис.8.1)
Основные схемы компоновок склада:
тупиковый вариант с прямоточным, фронтальным, боковым, угловым грузопотоками;
проходной (сквозной) вариант с прямоточным, боковым, обратным и угловым грузопотоком.
Тупиковый вариант компоновки рабочих зон склада получил достаточно широкое применение для различных складов, особенно автоматизированных. Широкое применение тупикового компоновочного решения обусловлено рядом его преимущество по сравнению со сквозным:
- рациональнее используются площади зон приемки и комплектации за счет их частичного совмещения (например, для временного накопления грузов, складирования пустых поддонов и т.п.);
- более полное по времени использование оборудования и складского персонала, занятых в приемной и комплектации, за счет совмещения некоторых операций и интенсивной эксплуатации оборудования;
- повышение производительности подъемно-транспортного оборудования в зоне основного хранения за счет сокращения порожних рейсов;
- упрощение и улучшение общей организации складских работ в связи с близким расположением рабочих зон;
- упрощение и удешевление системы автоматизации работы склада.
Основным недостатком тупикового компоновочного решения (с односторонним расположением зон приемки и комплектации) является возможность встречных грузопотоков.
На механизированных складах, чтобы развести встречные потоки, наиболее часто используют сквозной вариант компоновочного решения, в особенности при наличии железнодорожных поставок на склад. В этом случае зоны разгрузки и приемки находятся с противоположной стороны от зоны комплектации и отгрузки [5].
Помимо выбора варианта взаимного расположения технологических зона на складе, еще одной задачей при разработке объемно-планировочных решений является определение потоков движения товаров на складском объекте. Основной задачей при планировании входящих и выходящих грузопотоков является создание таких направлений движения товаров на складе, где отсутствует или минимизирована возможность пересекающихся грузопотоков. Варианты организации движения товаров на примере складов с односторонней и двухсторонней продольной компоновкой зон приемки и отгрузки приведены на рис.8.2, 8.3. Проработка направления движения товаров по складу позволяет определить направление в расстановке стеллажей с учетом минимизации движения складского оборудования при доставке товаров на места хранения и при осуществлении подбора и перемещения товаров в зону пикинга и отгрузки [16].
- Тема 7. Выбор конфигурации функциональной подсистемы системы складирования
- Вопрос 1. Вид складирования
- Вопрос 2. Разработка системы комиссионирования и управления грузопереработкой
- Раздел III особенности проектирования отдельных элементов системы складирования
- Тема 8. Проектирование складских зон грузопереработки
- Вопрос 1. Системный подход к проектированию складских зон грузопереработки
- Вопрос 2. Объемно-планировочные решения на складе
- Вопрос 3. Определение основных параметров складских зон
- Вопрос 4. Определение количества и производительности подъемно-транспортных машин и механизмов на складе
- Тема 9. Проектирование складов различных типов
- Вопрос 1. Проектирование контейнерных терминалов
- Вопрос 2. Проектирование терминалов жидких грузов
- Вопрос 3. Проектирование механизированных складов сыпучих материалов
- Тема 10. Выбор системы управления технологическими
- Вопрос 2. Экономические обоснования технических решений по складам
- Вопрос 3. Определение капитальных затрат на реконструкцию и строительство новых складов
- Вопрос 4. Логистические издержки, связанные с функционированием склада
- Тестовые задания
- Тема 1.
- Тема 11
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Извлечение из рабочей программы дисциплины