logo search
Лекции

10. Готтлиб Даймлер и аго автомобиль

Готтлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Щорндорфе, небольшом городе подле Штутгарта, Вюртемберг, в семье пекаря Йоханнеса Даймлера и его супруги Федерики.

В 1840 году в возрасте 6 лет Готтлиба отдали в начальную городскую школу Латайншуле. Будучи мальчиком одаренным, имевшим склонность к рисованию, Готтлиб посещал воскресную художественную школу. В 1847 году Даймлер окончил школу и в следующем году устроился в оружейную мастерскую учеником. Мальчик помогал опытному мастеру Риделю изготавливать двуствольные охотничьи ружья. В эти годы Готтлиб определился с выбором будущей профессии - он мечтал стать инженером.

В 1852 году Даймлер получил лицензию оружейного мастера, оставил мастерскую учителя и устроился механиком в эльзасскую инженерную компанию Фердинанда фон Штайнбайса. Спустя пять лет Готтлиб решил получить высшее образование и, уволившись из компании, в которой трудился, поступил в политехническую школу Штутгарта на факультет машиностроения.

В 1863 году Готтлиб Даймлер получил диплом инженера. Еще будучи студентом последнего курса, в 1862 году, Дамлер устроился на работу на фабрику металлоизделий в Гайслингене, где трудился в должности конструктора. В 1865 году по направлению руководства фабрики Готтлиб возглавил инженерные работы по реконструкции приюта “Брудерхауз” в Ройтлингене. Здесь он познакомился с Вильгельмом Майбахом, которому в тот момент было всего 19 лет. Дружба с Майбахом во многом определила судьбу Даймлера. Эти два талантливых человека на долгие годы стали и друзьями, и компаньонами.

В 1867 году Готтлиб Даймлер женился на дочери провизора Эмме Кунц. В этом браке у четы Дамлеров родилось пять детей. В 1869 году Даймлер, человек трудолюбивый, разносторонне одаренный, но постоянно испытывающий материальные затруднения, принял приглашение компании Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG и переехал с семьей в Карлсруэ. Полгода спустя по настоянию Даймлера в компанию был приглашен и Вильгельм Майбах, занявший должность чертежника.

В 1872 году Даймлера заметил будущий изобретатель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Николаус Отто, подыскивающий технического директора для завода Deutz-AG-Gasmotorenfabrik. В отличии от Отто, который не имел диплома инженера, Даймлер был блестяще образован и обладал изрядным опытом управления производством. В том же году Даймлер и Майбах перебрались в Кельн - ближе к заводу, на котором предстояло наладить серийный выпуск стационарных двигателей системы Отто. Даймлер стал директором завода, Отто продолжил свои изыскания в качестве экспериментатора и изобретателя, Майбах был назначен главным конструктором.

Ирония судьбы заключалась в том, что к моменту столь лестного назначения Даймлера и Майбаха на руководящие должности, ни завода по производству двигателей, ни самого двигателя еще не существовало даже в чертежах. Были лишь идея Отто сконструировать двигатель внутреннего сгорания и механическая мастерская, зарабатывавшая мелким металлоремонтом. Однако в 1876 году, спустя четыре года напряженной работы, двигатель Отто был готов. В 1877 году Николаус Отто запатентовал свое изобретение, но вскоре патент был оспорен и ануллирован.

Даймлер и Майбах были крайне недовольны характеристиками мотора Отто. Опытный образец работал нестабильно и явно не годился для практического применения. Однако Отто и слышать не хотел о каких-либо изменениях в конструкции. Без ведома Отто Даймлер и Майбах занялись конструированием ДВС нового типа - двухтактного, с простой системой газораспределения. Но в самом конце 1878 года двухтактный двигатель был создан Карлом Бенцем, который запатентовал свое изобретение в 1879 году.

Преследовавшие Отто неудачи сказались на его отношениях с техническим директором компании. Отто завидовал образованности Даймлера, который к тому же был прозорливей и явно талантливей своего нанимателя. В 1880 году конфликт достиг апогея. Отто, владевший половиной компании, уволил Готтлиба Даймлера. Компенсацией за патенты, оставшиеся в собственности Отто, стали пакет акций и сумма в размере 112 золотых марок. Майбах работать без Даймлера не захотел и вскоре оставил предприятие Отто по собственной инициативе.

Два года Даймлер и Майбах жили в Кельне, арендуя мастерскую, в которой они продолжали работы по разработке двигателя собственной конструкции. Однако, в 1882 году финансовая ситуация изменилась. Даймлеру удалось продать акции предприятия Отто и получить за них 75 тысяч марок - огромные по тем временам деньги. На эти средства Даймлер и Майбах с семьями переехали в Штутгарт и купили дом в пригородном Каннштате. К дому они пристроили застекленный павильон - нечто вроде теплицы. Эта пристройка и стала мастерской изобретателей.

Работа по разработке и воплощению двигателя в металле заняла три года. Не обошлось и без казусов. Соседи Даймлера заподозрили изобретателей в… изготовлении фальшивых монет. После соответствующего сигнала к дому в Каннштате прибыла полиция. Поскольку хозяева в это время находились в Штутгарте, дверь полиции открыл садовник. Был проведен тщательный обыск, но ничего, кроме опытного мотора, закрепленного на стенде, да груды инструментов сыщикам обнаружить не удалось.

Осенью 1885 года работы над созданием первого двигателя Даймлера были завершены. За основу мотора конструкторы взяли двигатель Отто. В качестве топлива Даймлер выбрал не сырую нефть (как у Отто), а продукты ее перегонки. В ту эпоху нефть перерабатывалась в три продукта - смазочное масло, использовавшееся на железнодорожном транспорте и на пароходах, керосин, выпускавшийся как топливо для осветительных ламп, и бензин, производимый в небольших количествах в качестве средства очистки и продававшийся в аптеках. Даймлер выбрал бензин из-за его способности испаряться при низких температурах. Первая опытная модель имела единственный горизонтальный цилиндр рабочим объемом в 264 см3, естественное воздушное охлаждение, насаженный на коленчатый вал чугунный маховик, клапаны (впускной и выпускной, без газораспределительного механизма). Изобретением Даймлера-Майбаха стала калильная свеча системы зажигания - металлический стержень, раскаляемый перед запуском мотора и разогреваемый затем сгорающей в цилиндре топливо-воздушной смесью. Двигатель развивал мощность в половину лошадиной силы при 650 оборотах в минуту, весил 50 кг и имел высоту в 76 см.

Чуть позже, столкнувшись с трудностями при испытаниях двигателя, Даймлер разработал устройство для создания топливо-воздушной смеси - первый в мире карбюратор. В октябре 1885 года окрыленные успехом друзья-изобретатели собрали улучшенную версию двигателя. Объем цилиндра был уменьшен до 100 см3. Цилиндр был установлен вертикально. Двигатель развивал мощность в одну лошадиную силу при 600 оборотах в минуту. Этот двигатель был запатентован и получил название “дедушкины часы”, поскольку Готтлиб Даймлер находил в моторе сходство с часами-ходиками.

В ноябре 1885 года Даймлер и Майбах сконструировали первый в мире мотоцикл с ДВС. У этой машины металлическим был только двигатель, рама и колеса были изготовлены из дерева. Испытателем мотоцикла стал Майбах. На глазах у изумленной публики Вильгельм оседлал “сооружение” и проехал по дороге вдоль реки Неккар целых три километра (от Каннштата, до Унтертюркхайма) со скоростью в 12 км/ч. В том же году изобретатели получили на свой мотоцикл патентное свидетельство.

В 1886 году феерия изобретений продолжилась. Узнав о патенте Карла Бенца на его трехколесный автомобиль, Даймлер и Майбах принялись за строительство собственной машины. 8 марта 1886 года к их усадьбе в Каннштате была доставлена карета работы Вильгельма Вафтера. Бдительным соседям изобретатели сообщили, что это подарок фрау Даймлер на день рождения от мужа. На эту карету Дамлер и Майбах установили модернизированный двигатель собственной конструкции, мощность которого была повышена до 1,1 л.с. Использовав ременную трансмиссию, изобретатели разогнали свой автомобиль до 16 км/ч по той самой дороге вдоль реки Неккар, на которой ранее испытывался мотоцикл. В том же 1886 году, летом, Даймлер опробовал первую моторную лодку с мотором собственной конструкции. Результаты оказались превосходными - 4,5 метровое суденышко разогналось до скорости в 11 км/ч. Лодка получила имя “Неккар” по названию реки, на которой проходили испытания, и была вскоре запатентована. В 1887 году предприятие Даймлера и Майбаха приступило к серийному выпуску лодочных моторов.

10 августа 1888 года в небо Германии, над холмом Сеелберг близ Каннштата, поднялся первый в мире дирижабль - воздушный шар, оснащенный двигателем Даймлера с пропеллером.

В 1887 году Даймлер продал первую лицензию на производство моторов своей конструкции на других предприятиях. Спрос на лодочные моторы Даймлера-Майбаха рос лавинообразно. Мастерская при особняке уже не справлялась с объемом заказов. И в июне 1887 года Даймлер приобрел участок на холме Сеелберг (откуда год спустя и взлетел первый дирижабль), заплатив 30200 марок золотом за новый корпус будущего завода. Против размещения предприятия в самом городе возражал мэр Каннштата.

Штат обновленного предприятия составил 23 человека. Готтлиб Даймлер занялся вопросами реализации продукции, а Вильгельм Майбах возглавил конструкторский отдел.

В октябре 1889 года оба изобретателя прибыли на выставку в Париж. Они привезли с собой новый автомобиль, конструкция которого уже не напоминала конный экипаж. Предполагалось, что эта машина будет производиться во Франции, поскольку французы проявляли к новому транспортному средству более высокий интерес, чем традиционно консервативные немцы. Это был выдающийся автомобиль. Двухцилиндровый V-образный двигатель передавал крутящий момент на задние колеса через 4-ступенчатую коробку передач. Двигатель имел водяное охлаждение, систему газораспределения с Т-образными клапанами, изобретенную Даймлером и Майбахом рулевую колонкой. Только велосипедные колеса выдавали “происхождение” автомобиля. В остальном это была машина, в которой уже прослеживались черты автомобилей последующих десятилетий.

В конце 1889 года в семье Готтлиба Даймлера случилась трагедия. Он внезапно овдовел.

В 1890 году компания Даймлера-Майбаха сменила название. Появилась Daimler Motoren Gesellshaft или DMG. Техническим директором компании стал Даймлер, главным конструктором - Майбах. Была разработана и эмблема компании - трехлучевая звезда, заключенная в круг. Этот символ, который до сих пор украшает автомобили “Мерседес” означает три стихии - Даймлер намеревался выпускать двигатели для применения в воздухе, на земле и на воде.

Однако, жизнь компании с первых дней ее переименования оказалась непростой. Даймлер задыхался от недостатка капитала. Фирма нуждалась в притоке средств. 28 ноября 1890 года DMG превратилась в открытое акционерное общество. Основными акционерами стали Макс фон Дуттенхофер, Уильям Лоренц и Килиан фон Штайнер. Даймлер, по сути, утратил контроль над собственной компанией.

На совете акционеров Даймлер и Майбах настаивали на производстве автомобилей, как на главном стратегическом направлении развития компании. Тройка финансистов видела успех в производстве моторов и объединении DMG с компанией Отто Deutz-AG. Результатом конфликта стало отстранение Вильгельма Майбаха от должности главного конструктора. 11 февраля 1891 года Майбах был окончательно уволен и покинул DMG.

Это был трагический момент в судьбах двух старых друзей. Несмотря на увольнение Майбах не прекратил конструкторских разработок. При финансовой поддержке Даймлера он продолжал работать в собственном доме. Осенью 1992 года он при помощи Даймлера приобрел “Герман-отель”, зимний сад и танцевальный зал которого перестроил в рабочее помещение. Штат личной компании Майбаха насчитывал дюжину рабочих и пять конструкторов - своих верных последователей и учеников.

В 1892 году компания DMG сумела продать первый автомобиль собственного производства. Раздавленный смертью Эммы, измотанный дрязгами среди акционеров, переживающий за друга Готтлиб Даймлер слег с сердечным недомоганием. Положение оказалось настолько серьезным, что зимой 1893-1893 годов Даймлер находился на грани жизни и смерти, перенеся тяжелый инфаркт.

Летом 1893 года он по настоятельному совету лечащего врача отправился на отдых во Флоренцию. И здесь с Даймлером случился… курортный роман. Он познакомился с Линой Хартманн, вдовой, владелицей отеля, в котором Даймлер остановился. Лина была моложе Готтлиба на 22 года, хороша собой и свободна.

8 июля 1893 года Готтлиб Даймлер и Лина Хартманн стали супругами. Медовый месяц они провели в Америке - на Всемирной выставке в Чикаго. В этом браке у четы Даймлеров родилось двое детей.

Между тем главный оппонент Даймлера в совете акционеров Уильям Лоренц провернул хитрую комбинацию по отлучению основателя компании от власти. Лоренц согласился продать Даймлеру 102 акции, чтобы тот обрел контрольный пакет - но взамен на добровольный уход Даймлера с поста технического директора компании. Для этого дорогостоящего приобретения Даймлер был вынужден взять в долг 400 тысяч марок, которые у него вскоре потребовали вернуть. Под угрозой банкротства Готтлиб Даймлер был вынужден продать свои акции и права на все патенты на следующие 30 лет.

В 1893 году Даймлер ушел из компании. Взамен ему был списан долг и выплачены 66666 марок золотом в качестве денежной компенсации. Последним крупным детищем Даймлера стал мотор “Феникс”. Этот четырехцилиндровый рядный двигатель был спроектирован Готтлибом в соавторстве с сыном Паулем и старым другом Вильгельмом Майбахом. Работы проводились в “Герман-отеле”, где работал Майбах. И тут Даймлеру снова улыбнулась удача. Английский промышленник Фридрих Симмс выразил желание купить лицензию на производство “Феникса” за 350 тысяч марок, что для компании DMG было спасением от финансового краха. Но при одном условии - компания вернет к руководству Даймлера.

В 1894 году, в год шестидесятилетнего юбилея, Готтлиб Даймлер снова возглавил пост директора DMG, получив наличными 100 тысяч марок и 200 тысяч акциями. В 1895 году он настоял на возвращение в компанию Майбаха, который снова стал главным конструктором. В последующие пять лет DMG заняла место одной из ведущих автомобильных компаний мира…

6 марта 1900 года Готтлдиб Даймлер внезапно скончался. Не выдержало сердце.

С этого момента ни один из членов семьи Даймлер не оказывал на деятельность DMG сколь-нибудь значительного влияния. Вильгельм Майбах окончательно покинул компанию в 1907 году, чтобы двумя годами позже основать собственную.