logo search
ОБД_проект АД / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

3.2.4 Определение расстояний видимости

В теории проектирования дорог предложено несколько схем видимости по условиям движения автомобилей и расположению автомобилей и препятствий на дороге. Принципиально различают следующие группы:

1. Схемы, предусматривающие остановку автомобиля перед препятствием или встречным автомобилем.

Расчетное расстояние видимости поверхности дороги находится из выражения:

. (19)

гдеV – расчетная скорость движения по проектируемой автомобильной дороги;

Кэ – коэффициент, учитывающий эффективность тормозов (для легкового автомобиля принимается К=1,3; для грузовых и автобусов – К=1,85);

φ1 – коэффициент продольного сцепления, принимается равным 0,50;

l0 – зазор безопасности, принимаемый равным 5 – 10 м.

Расчетное расстояние видимости встречного автомобиля находится по формуле:

. (20)

2. Схемы, исходящие из объезда автомобилем препятствия или обгона попутного автомобиля с заездом на смежную полосу движения.

Расстояние видимости из условия обгона:

. (21)

гдеV1 и V2 – соответственного скорости обгоняющего и обгоняемого автомобиля. Для расчетов принимаются расчетные скорости для легкового и грузового автомобилей при принятой технической категории;

lа – средняя длина автомобиля, м, принимается 5 – 7 м.

На пересечениях дорог в городских условиях необходимо обеспечение достаточной боковой видимости придорожной полосы.

Минимальное необходимое расстояние боковой видимости:

, (22)

гдеVп – скорость движения пешехода или транспортного средства по пересекающей дороги, км/ч, для пешехода – 7 – 10 км/ч, для транспортного средства – 20 – 30 км/ч.

Расстояния боковой видимости на пересечении дорог сравнивают с расчетными, которые определяют с учетом скоростей движения на пересекающихся дорогах, продолжительности ориентирования водителя и времени его реакции:

, (23)

гдеV – скорость движения;

tор – продолжительность ориентирования водителя, с;

tр – время реакции водителя, равное 1,5 с;

Кэ – характеристика эксплуатационного состояния тормозной системы автомобиля (принимается не менее 1,4);

– коэффициент продольного сцепления;

i – продольный уклон (при спуске – с минусом);

– расстояние от остановившегося автомобиля до кромки проезжей части пересекаемой дороги: = 5 м.

Продолжительность ориентирования рассчитывают с учетом местных условий движения:

, (24)

гдеto – наименьшая продолжительность ориентирования в оптимальных условиях (для автомобильных дорог to = 1,4 с, для населенных пунктов 1,8 с);

К1 – коэффициент, учитывающий наличие стоящих на обочинах пересекаемой дороги автомобилей (если остановка или стоянка автомобилей в пределах пересечений разрешена, то К1=0,32; при запрещении остановки К1=0);

К2 – коэффициент, учитывающий плотность движения на пересекаемой дороге:

Интенсивность движения по пересекаемой дороге, авт./ч

до 50

75

200

500

К2

0,15

0,22

0,35

0,53

К3 – коэффициент, учитывающий интенсивность движения на дороге, с которой определяется расстояние боковой видимости:

Интенсивность движения, aвт./ч

до 30

50

100

300

К3

0

0,12

0,20

0,22

Вычисленные расстояния видимости сравниваются с приведенными в СНиП 2.05.02-85.