4.1. Теоретический раздел
4.1.1. Общие сведения
Величина зазоров между клапанами и коромыслами должна обеспечивать плотную посадку и бесшумную работу клапанов. В процессе работы величина зазоров изменяется вследствие износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, что приводит к нарушению его нормальной работы. Так, при отсутствии зазора между клапаном и коромыслом нарушается плотность посадки клапана, подгорают клапаны и их седла, двигатель преждевременно изнашивается вследствие перебоев или даже прекращения работы того цилиндра, клапан которого не имеет плотной посадки [1,6,7].
При увеличении тепловых зазоров усиливается стук клапанов, ухудшаются наполнение цилиндров свежей горючей смесью и очистка их от отработавших газов, что затрудняет пуск двигателя и приводит к снижению мощности. Дополнительными признаками неплотной посадки впускных клапанов являются вспышки в карбюраторе, а неплотной посадки выпускных – выстрелы в глушителе. В этих случаях проверяют и при необходимости регулируют величину тепловых зазоров, которая должна соответствовать требованиям завода изготовителя. Ориентировочно тепловые зазоры впускных клапанов 0,15 мм, выпускных 0,30 мм. Обычно регулировка проводится на холодном двигателе, но есть конструкции, где регулировка предусмотрена на горячем двигателе.
4.1.2. Порядок регулировки тепловых зазоров на автомобили ЗАЗ–1102
Номинальная величина зазора между наконечником и торцом стержня клапана, замеряемая щупом в холодном двигателе, составляет (0,150,02) мм для впускных и (0,30,02) мм для выпускных клапанов.
Для проворачивания коленчатого вала двигателя рекомендуется вывернуть свечи зажигания, вывесить правое переднее колесо, включить пятую передачу и установить ручной тормоз. Вращая колесо устанавливать коленчатый вал в необходимое положение.
Регулировку следует выполнять, когда клапаны закрыты в следующей последовательности:
1) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, при этом метка на шкиве должна совместиться с меткой на кожухе, а бегунок ротора распределителя должен находиться против электрода крышки с цифрой 1, в этом положении регулируется зазор во впускном клапане первого и выпускном третьего цилиндров.
2) Ослабьте гайку регулировочного винта на коромысле и вращая ключом регулировочный винт, предварительно установив между наконечником и стержнем клапана соответствующий щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием. Удерживая ключом винт, затяните гайку и снова проверьте зазор.
3) После регулировки зазоров во впускном клапане первого и третьего цилиндров последовательно проворачивайте коленчатый вал на 180о и регулируйте зазоры.
4.1.3. Определение фаз газораспределения
Для определения фаз газораспределения используется прибор К69М. Сжатый воздух подается в проверяемый цилиндр и медленно прокручивается коленчатый вал. При открытии выпускного клапана на такте расширения утечку воздух через него можно ощутить в цилиндре с тактом выпуска. Закрытие выпускного клапана определится в начале такте впуска при проверки утечки в цилиндре с тактом выпуска. Например, открытие выпускного клапана 1–го цилиндра проверяется в 2–м, а закрытие в 3–м.
Для проверки открытия впускного клапана в конце такте выпуска ищем в цилиндре с тактом впуска, а момент закрытия определяем в начале такта сжатия по утечке в цилиндре с тактом впуска. Например, открытие впускного клапана 1–го цилиндра ищем во 2–м, а закрытие по утечке в 3–м.
- Часть II
- 1. Лабораторная работа №10. Проверка и регулировка топливного насоса высокого дАвления
- 1.1. Теоретический раздел
- 1.2. Описание лабораторной установки
- 1.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 1.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 2. Лабораторная работа №11. Исследование влияния условий эксплуатации на состояние дизельных форсунок
- 2.1. Теоретический раздел
- 2.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 2.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 3. Лабораторная работа № 12. Регулирование токсичности выхлопных газов карбюраторного двигателя
- 3.1. Теоретический раздел
- 3.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 3.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 4. Лабораторная работа № 13. Исследование влияния состояния газораспределительного механизма на эксплуатационные параметры автомобиля
- 4.1. Теоретический раздел
- 4.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 4.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 5. Лабораторная работа №14. Изучение конструкции и устройства лазерного стенда для измерения углов установки колес автомобиля «вектор – 1»
- 5.1. Теоретический раздел
- 5.2. Описание лабораторной установки
- 5.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 5.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 6. Лабораторная работа №15. Изучение технологии технического обслуживания механизма сцепления автомобиля
- 6.1. Теоретический раздел
- 6.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 6.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 7. Лабораторная работа № 16. Регулирование редуктора заднего моста автомобиля ваз–2107
- 7.1. Теоретический раздел
- 7.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 7.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 8. Лабораторная работа № 17. Диагностирование тормозной системы автомобиля с помощью тормозного стенда к–208
- 8.1. Теоретический раздел
- 8.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 8.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список