logo search
Глава IV

Глава IV

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Для передачи мощности от дизеля к движущим колесам на тепловозе ТУ2 использована электрическая передача, основными элементами которой являются:

генератор, преобразующий механическую мощность дизеля в электрическую;

тяговые электродвигатели, осуществляющие обратное преобразование электрической энергии генератора в механическую энергию движения тепловоза;

электрическая аппаратура, обеспечивающая управление и регулирование электрической передачи.

Кроме основной задачи (передачи мощности от дизеля к движущим колесам), в функции электрооборудования тепловоза входит питание цепей освещения и сигнализации, запуск дизеля, автоматическая защита узлов и агрегатов при нарушениях нормальной работы тепловоза. Электрическая передача позволяет просто и надежно осуществить автоматизацию управления и обеспечить работу нескольких локомотивов по системе многих единиц.

Принципиальная схема электрической передачи приведена на рис. 66. К главному генератору Г подключены четыре тяговых электродвигателя 1—4, постоянно соединенных в две последовательно-параллельные группы. Схемой предусмотрена одна ступень ослабления поля тяговых электродвигателей.

Электрическая передача тепловоза ТУ2 позволяет полностью использовать мощность дизеля на ходовых скоростях как в грузовом, так и в пассажирском движении. Достигается это за счет специальной конструкции главного генератора, имеющего несколько обмоток возбуждения: независимую Н—НН, включенную на напряжение возбудителя В, параллельную Ш—ШШ, включенную на напряжение главного генератора Г, и противокомпаундную ПК., по которой проходит полный ток якоря главного генератора.

Намагничивающая сила противокомпаундной обмотки направлена навстречу намагничивающим силам независимой и параллельной обмоток. Ток, протекающий по обмотке Ш1—Ш2 возбуждения возбудителя В, складывается из двух токов: независимого, пропорционального напряжению вспомогательного генератора ВГ, и шунтового, пропорционального напряжению возбудителя В. Такая система возбуждения главного генератора и возбудителя обеспечивает приблизительное постоянство мощности генератора, т. е. и дизеля, в определенном диапазоне рабочих режимов.

Сила тяги на тепловозе ТУ2 регулируется автоматически, и ее величина при постоянной мощности дизеля обратно пропорциональна скорости. Это достигается за счет характеристик тяговых электродвигателей последовательного возбуждения.

Регулирование скорости тепловоза осуществляется изменением числа оборотов вала и мощности дизеля.