logo
Анализ действующего состояния системы перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов Северно-Западного региона Российской Федерации

1.3 Основы планирования перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Перевозки КТГ грузов, как правило, осуществляются в соответствии с комплексным проектом, охватывающими все аспекты подготовительных, основных и заключительных работ по организации перевозок.

Для сложных объектов проектирование ведется в 2 стадии -- проект и рабочая документация, для технически несложных -- в одну стадию (рабочий проект) или ППР- проект производства работ.

Часто этим работам, в основном по заявкам проектно-технологических организаций, выполняющих проектирование промышленных и энергетических объектов, предшествуют исследовательские работы по изысканию оптимальных транспортно-технологических решений и расчетам технико-экономических показателей. Кроме того, к проектированию ряда крупнейших объектов и созданию новых видов крупногабаритного технологического и энергетического оборудования привлекаются транспортники, что позволяет создавать оптимальные условия доставки на строительные площадки КТГ.

Основой комплексного проектирования и осуществления перевозок является:

* исследование эффективности;

* методические положения выбора рациональных схем перевозок;

* оценка тенденций развития транспортных параметров КТГ;

* оценка распределения КТГ по видам транспорта.

Перевозки КТГ осуществляются на основе заявок от предприятий, в которых указывают габаритно-массовые характеристики груза, дислокацию грузоотправителя (или изготовителя) и грузополучателя, прикладывают чертеж груза, указывают его специфику и допустимые нагрузки, а также желательные или обязательные сроки его доставки. В заявке обосновывается минимальная делимость конкретного КГТ груза и указываются возможные способы установки и крепления его на транспортном средстве. Гарантируется оплата как непосредственно перевозок этого груза, так стоимость дополнительных работ и снаряжения, необходимого для обеспечения требуемых мер безопасности транспортирования.

Эффективность планирования и управления процессом перевозки КТГ зависит от наличия и достоверности используемых данных, определяющие параметры которых должны быть согласованы между всеми участниками процесса.

На стадии получения и обработки заявки, т.е. подготовки планирования перевозок, необходимо получить на основе соответствующей базы данных информацию об имевшемся опыте работы с подобными грузами.

Разработка проектов перевозки требуется обычно для грузов больших размеров и масс или для особо сложных дорожных условий и перегрузочных работ. К этим грузам относятся уникальные для рассматриваемого вида транспорта грузы. Перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов обязательно требуют досконального изучения трассы с целью обеспечения полной безопасности транспортировки.

В зависимости от массы, габаритов грузов, транспортного средства, а также условий перевозки определены категории сложности перевозок (табл. 17). Этот параметр напрямую определяет трудоемкость, квалификацию исполнителей и, соответственно, стоимость услуги по перевозке заявленного груза.

На предварительной стадии после получения заявки на перевозку подрядчик предъявляет заказчику ориентировочные расчеты стоимости проекта и перевозки, сроки выполнения работ, а также примерный перечень возможных работ по установке и креплению груза на транспортном средстве, изменению характеристик дорожных условий и условий погрузочно-разгрузочных работ.

При согласии заказчика с указанными сроками и материальными затратами подрядчик включает заявку в план и передает ее проектно-конструкторским подразделениям для разработки проекта на транспортной схеме региона перевозки.

При согласованности условий перевозки заказчик и подрядчик заключают договор, на основании которого разрабатывается комплексный проект перевозки. Основой комплексного проектирования является созданная для перевозки КТГ система правовых, технических и экономических нормативов по всем видам транспорта и для смешанных сообщений. Подрядчик или ведущая организация при необходимости включает на договорных условиях субподрядные проектно-конструкторские и проектно-технологические организации транспортных, строительных и других министерств.

Комплексный проект включает обязательные изыскания на дорожно-транспортной сети, являющиеся основой для разработки альтернативных вариантов транспортного процесса с учетом различных критериев (пространственных и временных). На этапе изыскания проводится тщательный анализ трасс для установления "узких" мест и определения вариантов их ликвидации.

Общепринятые критерии планирования маршрутов лишь отчасти могут быть применены в данных перевозках из-за их специфики. На основе анализа груза и результатов изыскания выбирают транспортное средство и, при необходимости, нестандартизированное оборудование и специальную оснастку.

В специализированных транспортных предприятиях для этой работы в структуре организации создается специальное подразделение, входящее в службу эксплуатации этого предприятия.

Универсальные автотранспортные предприятия решают эту задачу силами специалистов отдела эксплуатации. Успех в этом случае определяется уровнем квалификации специалистов и наличием опыта организации этого вида перевозок.

При эпизодическом возникновении потребностей в перевозке КГТ грузов, руководство предприятия часто обращается в специализированную организацию, компетентную в этой работе.

До перестройки это ЛПТБ (ленинградское проектно-технологическое бюро) "ЛЕНАВТОТРАНСА" или СПКБ "СПЕЦТЯЖАВТОРАНС-ЛЕНИНГРАД". В настоящее время этих организации не существует, и поэтому допускаются серьезные ошибки в организации практических перевозок. Особенно часто это происходит для городских и пригородных перевозках КГТ выполняемых по разовым заявкам небольшими автопредприятиями частного и ведомственного подчинения.

Таблица 17

Категории сложности перевозок КГТ

Условия перевозок

Категории сложности

несложная

сложная

особо сложная

Груз:

Масса, т

До 60

Свыше 60 до 250

Свыше 250

Габариты, м

свыше 2,4 х 4,0 х 10,0

от 2,4 х 4 х 10 до 4,0 х 4 х 15

свыше 4 х 4 х 15

Транспортное средство

Серийное

Специальное или реконструированное серийное

Новое специальное или реконструированное специальное

Транспортные пути

Существуют и не требуют капитальных вложений

Существуют, но требуют ремонта или реконструкции без переноса сооружения

Отсутствуют или требуют реконструкции с усилением, переносом или усилением дорожных строений

Погрузочно-разгрузочные работы

Не требуются

Требуются стреловые краны грузоподъемностью от 63 т

Требуются стреловые краны грузоподъемностью свыше 250 т или такелажные

Причал

Не требуются

Требуется площадка из инвентарных железобетонных плит

средства

Требуются работы по углублению места причаливания. Гидротехнические сооружения

В проектах даются обоснованные организационные и технические решения по подготовительным работам, технологии и организации собственно перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Дополнительно разрабатывают необходимые специальные средства и нестандартизированное оборудование, проекты строительства новых (чаще объездных) и реконструкции действующих автомобильных дорог, дорожных и причальных сооружений, погрузочно-разгрузочных площадок, железнодорожных переездов.

Производится технико-экономическая оценка проектного решения. Строят графики проведения строительных и транспортных работ и др. Формируются предложения по наиболее рациональным маршрутам транспортирования этих грузов.

В проекте на основании принятого варианта перевозки указывают особые условия перевозочного процесса. Определение особых условий перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза, как правило, является заключительной фазой проектной разработки.