logo
Основы экономики железнодорожного транспорта

4. Современное состояние железнодорожного транспорта

Ж елезные дороги России являются ведущим видом транспорта страны, выполняющим свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования. Железные дороги играют решающую роль в выполнении перевозок важнейших грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование промышленного комплекса страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог составляет 85,5 тыс. км. Из них более 36,5 тыс. км двухпутных и многопутных, 62,0 тыс. км оборудованы автоблокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицировано 42,3 тыс. км. На предприятиях отрасли работает около 1,6 млн. человек, в т.ч. 969 тыс. человек занято на перевозках. Стабилизация социально-экономической обстановки в стране, сдерживание и снижение железнодорожных тарифов на перевозки грузов оказали позитивное воздействие на динамику промышленного производства, что вызвало рост грузооборота, а доступность цен на железнодорожные билеты создала необходимую базу для увеличения перевозок пассажиров. Реализация мероприятий по повышению эффективности перевозок способствовала улучшению основных качественных показателей работы железнодорожного транспорта. Место и роль железной дороги в мировой железнодорожной системе приведена на рис. 4.1 – 4.4.

Рис. 4.1 Эксплуатационная длина Рис. 4.2 Длина электрифицированных линий

Рис. 4.3 Грузооборот 4.4 Пассажирооборот

Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России показана на рис. 4.5, 4.6.

Рис. 4.5 Грузооборот (%) Рис. 4.6 Пассажирооборот (%)

Объемы перевозок важнейших грузов транспортом общего пользования

России представлены на рис. 4.7 - 4.14.

Рис. 4.7 Уголь и кокс (млн. т) Рис.4.8 Черные металлы (млн. т)

Р ис. 4.9 Руда железная и марганцевая (млн. т) Рис. 4.10 Нефть и нефтепродукты (млн. т)

Рис. 4.11 Лесные грузы (млн. т) Рис. 4.12 Зерно и продукты перемола (млн. т)

Р ис. 4.13 Химические и минеральные Рис. 4.14 Строительные грузы (млн. т)

у добрения (млн. т)

Средние доходные ставки в долларах на железных дорогах России и зарубежных стран в ценах 2002 г. приведены на рис. 4.15, 4.16.

Р ис. 4.15 Грузовые перевозки ($/10 т. км)

Рис. 4.16 Пассажирские перевозки ($/10 пасс.-км)

Д инамика перевозочной работы железнодорожного транспорта приведена на рис. 4.17- 4.24.

Рис. 4.17 Отправление грузов (млн. т) Рис. 18 Отправление пассажиров

(млн. чел.)

Р ис. 4.19 Грузооборот (млрд. т. км) Рис. 4.20 Пассажирооборот (млрд. пасс.-км)

Рис. 4. 21 Средний вес грузового Рис. 4.22 Среднесуточная

поезда (т. км брутто) производительность

грузового вагона (нетто т)

Рис. 4.23 Среднесуточная производ-ть Рис. 4.24 Средняя статическая

локомотива в грузовом движении нагрузка (т/вагон)

(тыс. т. км брутто)

Рис. 4.25 Среднесписочная численность работников железнодорожного транспорта и производительность труда по сети железных дорог

Безопасность движения на различных видах транспорта России показана в табл. 4.1, а стоимость проезда пассажиров на железнодорожном и воздушном транспорте (август 2003 г.) приведена в табл. 4.2.

Таблица 4.1