16. Экономико-математические методы
РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Математические методы и модели исследуются математической экономикой (разработка, анализ и поиск решений экономических решений) и эконометрика (количественные закономерности).
Математические модели подразделяются на:
макроэкономические;
равновесные;
экономического роста;
микроэкономические;
оптимизационные.
Модель – материальный или мысленно представленный объект, который в процессе исследования замещает объект (оригинал) так, что его изучение дает новые знания об оригинале. Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей.
С экономической точки зрения оптимальные решения обладают свойствами:
оптимальности;
зависимости от текущей хозяйственной обстановки;
устойчивости базиса оптимального плана;
взаимозависимости решений;
оценки рациональности уровня управления.
Существуют три типа многовариантных проблем планирования и управления:
структурные проблемы (цели и факторы процесса можно количественно измерить, проблема может быть целиком представлена в виде системы моделей, решение может быть найдено аналитическим путем);
слабы структурированные проблемы (цели определены нечетко, неизвестны количественные зависимости между некоторыми факторами, анализу и оптимизации могут быть подвергнуты отдельные части проблемы);
неструктурированные проблемы (невозможность количественного анализа, непредсказуемость факторов).
Математические модели классифицируются по следующим признакам:
по целевому назначению;
по исследуемым экономическим процессам и содержательной проблематике;
по функциональному и структурному признаку;
по характеру отражения причинно-следственных связей;
по характеру получения решения (дескриптивные, нормативные);
по способам отражения фактора времени;
по форме математических зависимостей;
по соотношению экзосенных и эндоинных переменных;
в зависимости от этапности принимаемых решений;
в зависимости от характера системы ограничений;
по методам оптимизации;
по виду ограничений и др.
Этапы экономико-математического моделирования:
постановка экономической проблемы и ее качественный анализ;
построение математической модели решения задачи;
математический анализ модели;
подготовка исходной информации;
численное решение;
анализ численных решений и их применение.
Транспортные задачи (рациональное распределение грузопотоков и вагонопотоков по параллельным линиям; регулирование вагонных парков; ограничение вагонопотоков; определение резервов локомотивов и вагонов; размещение и специализация обслуживания подвижного состава; развитие транспортной сети на перспективу и т.п.) используются в двух постановках (матричной и сетевой) для решения задачи наилучшего распределения ограниченных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, временных) для оптимального управления предприятием.
Матричная задача:
(16.1)
где Аi – i –й ресурс,
Вj – j- потребность,
Сij – расстояние или стоимость перевозки из i в j,
F – целевая функция.
Сетевая задача: планирование перевозок осуществляется непосредственно на схеме сети путей сообщения, которая состоит из дуг и вершин. Вершинами являются пункты погрузки или выгрузки, а также все реальные узловые пункты сети. Вершины без погрузки-выгрузки являются транзитными.
-8
+10 12 + 15
ХАВ=8 2 2
ХДВ
ХАД=4
- пункт отправления, - пункт прибытия
Рис. 16.1 Схема транспортной сети
Каждая дуга характеризуется показателем расстояния или стоимости. Переменными сетевой задачи являются потоки груза по каждой сети.
В качестве критериев оптимальности часто выбирают:
минимум суммарного пробега;
сумму зависящих приведенных расходов:
(16.2)
где Кс – капвложения,
Сгр – стоимость груза,
Эзав – зависящие расходы,
Эпер – переменные расходы по перевалкам; при перевозках срочных грузов – время (т-час, вагоны-час) пребывания груза в процессе перевозки и т.д.
Наиболее употребимым методом решения матричных задач является метод линейного программирования и его различные модификации.
- С.С. Калентьева
- Введение
- 1. Предмет и задачи экономики, этапы ее развития
- 2. Железнодорожный транспорт
- 3. Правовое обеспечение экономики
- 4. Современное состояние железнодорожного транспорта
- Безопасность движения на различных видах транспорта России
- Стоимость проезда пассажиров на железнодорожном и воздушном транспорте (август 2003 г.)
- Динамика развития сети железных дорог России
- 5. Управление на железнодорожном транспорте
- 6. Управление финансами
- 7. Определение экономической эффективности
- 8. Анализ и оценка конкурентоспособности
- 9. Стратегическое планирование
- 10. Экономика качества и эффективности
- 11. Эксплуатационные расходы железной дороги
- 12. Себестоимость перевозок
- 13. Ценообразование на железнодорожном транспорте
- 14. Экономика грузовых перевозок
- 15. Экономика пассажирских перевозок
- 16. Экономико-математические методы
- 17. Планирование эксплуатационной работы
- Показатели использования подвижного состава
- 18. Экономика вагонного хозяйства
- Экономика хозяйства пути
- Экономика развития технических средств
- Экономическая эффективность видов тяги
- 22. Экономика труда
- 23. Экономика ремонтов
- Риски на жЕлезнодорожном транспорте
- 25. Экономика материально-технического обеспечения
- 26. Экономическая безопасность
- 27. Внешнеэкономическая деятельность
- 28. Экономика природоохранных мероприятий
- 29. Информационные технологии в управлении железнодорожным транспортом
- С использованием mrp-системы
- 30. Перспективы развития
- Основы экономики железнодорожного транспорта Конспект лекций
- Тираж 100 экз. Заказ № 232.