logo
meteo_ekzamen

32. Воздушные массы, их классификации.

Воздушная масса – объем воздуха синоптического масштаба, обладающий примерно однородными свойствами. По горизонтали – тысячи км, по вертикали – несколько км. Перемещаются в системе общей циркуляции. Характеристики ВМ: t⁰, влажность, запыленность воздуха, облачность, видимость, атм. явления. Очаг формирования – физико-географический район с относительно однородной подстилающей пов-ю. Трансформация ВМ – изменение характеристик(перемещение ВМ на др. подстилающую пов-ть). Географическая классификация ВМ –основана на местоположении очага формирования ВМ: Морская арктическая, Континентальная арктическая, Морская умеренная, Континентальная умеренная, Морская тропическая, Континентальная тропическая. Термодинамическая классификация: учет изменения температуры воздуха по горизонтали и вертикали: Местная, Теплая, Холодная ВМ. Местная – находится в очаге формирования, изменяет св-ва, нагревается или охлаждается в зависимости от времени года. Теплая – перемещающаяся на холодную подстилающую пов – ть, движется из низких широт в высокие. Характерны слоистые облака, туман, дымка. Холодная – перемещающаяся на теплую подстилающую пов-ть, движется из высоких широт в низкие. Увеличение вертикального градиента температуры, развитие конвекции и образование облаков вертикального развития.

33. Воздушная масса – объем воздуха синоптического масштаба, обладающий примерно однородными свойствами. Горизонтальные размеры-тысячи километров; вертикальные размеры-несколько километров. Характеристика воздушных масс: температура, влажность, прозрачность, запыленность воздуха, облачность, видимость, атмосферные явления.Устойчивая воздушная масса характеризуется тем, что в ее нижних слоях(ниже 1км) наблюдается устойчивая стратификация атмосферы. При устойчивой стратификации атмосферы вертикальный градиент температуры воздуха меньше адиабатического градиента. Признаки устойчивой воздушной массы: инверсия, изотермия, туманы, дымки и слоистая облачность. Теплая воздушная масса, продвигаясь на холодную поверхность и охлаждаясь снизу, становится устойчивой воздушной массой. Теплая устойчивая воздушная масса господствует зимой над Россией. Неустойчивая воздушная массахарактеризуется тем, что в нижних слоях(ниже 3км) наблюдается неустойчивая стратификация атмосферы. Признаки: развитие конвекции с образованием облаков вертикального развития, повышенная турбулентность, сильный порывистый ветер, ливни, грозы, шквалы. Холодная воздушная масса, двигаясь на более теплую и подогреваясь снизу, становится неустойчивой.

34. Атмосферный фронт – это переходная зона между различными воздушными массами, характеризующаяся контрастом температуры воздуха. Контраст температуры – разница между температурой теплого и холодного воздуха.

Фронтальная зона имеет наклон в сторону холодного воздуха. Угол наклона меньше 10. На приземных картах погоды обозначается линией(линией пересечения фронтальной поверхности с уровнем земной поверхности). Классификация: теплый фронт, холодный фронт, вторичный фронт, фронт окклюзии. Теплый фронт – атмосферный фронт, перемещающийся в сторону холодной воздушной массы. Скорость смещения- 20-30 км/ч; угол наклона: tga = . Холодный фронт первого родаперемещается в сторону теплой воздушной массы.

скорость смещения- 30-40км/ч; tga=1/100.Холодный фронт второго рода(рисунок как и холодный фронт первого рода). Скорость смещения-50км/ч и более, tga=1/50.Вторичный холодный фронт – приземный холодный фронт, разделяющий различный части воздушной массы определенного географического типа.

Наблюдается и проводится в тыловой части циклона и разделяет различные порции арктического воздуха. Различают: главные атмосферные фронты и приземные фронты. В зависимости от типа воздушных масс: Арктический, полярный и тропический воздушные фронты. Фронт окклюзии-сложный фронт, образуется при смыкании теплого и холодного фронтов. Холодный фронт движется быстрее теплого, догоняет его и они смыкаются.

35. Атмосферный фронт – это переходная зона между различными воздушными массами, характеризующаяся контрастом температуры воздуха. Контраст температуры – разница между температурой теплого и холодного воздуха. Эволюция атмосферного фронта – процессы его обострения или размывания. Обострение фронта(фронтогенез) – характеризуется сужением переходной зоны между воздушными массами и увеличением горизонтальных градиентов температуры воздуха в этой зоне. Размывание фронта(фронтолиз) – характеризуется расширением переходной зоны между воздушными массами и уменьшением горизонтальных градиентов температуры воздуха в этой зоне. Благоприятным условием для обострения фронта является увеличение со временем вертикальной неустойчивости и влагосодержания теплого воздуха, взаимодействующего на фронте с холодным воздухом. Обострение характеризуется: увеличением контраста температуры воздуха, сходимости воздушных потоков, скорости вертикальных движений воздуха, мощности облачной системы, интенсивности атмосферных осадков. Обострение приводит к ухудшению метео условий полета ВС, а размывание наоборот.

36. Теплый фронт – атмосферный фронт, перемещающийся в сторону холодной воздушной массы.

Скорость смещения-20-30 км/ч; угол наклона: tga = . Характерны слоисто-дождевые, высокослоистые, и перисто-слоистые облака. Под фронтальной поверхностью в клине холодного воздуха наблюдаются низкие разорванно-дождевые облака, высота нижней границы которых может быть ниже 200м. Из высокослоистых облаков осадки могут быть только в холодный период года, а в теплый они обычно испаряются не долетая до земли. Зона обложных осадков находится впереди приземной линии теплого фронта в клине холодного воздуха. Если там влажность велика, то образуется фронтальный туман. В холодный период может выпадать замерзающий дождь или замерзающая морось. В теплый период могут возникать кучево- дождевые облака с ливнями, градом, грозами, с которыми связаны сдвиги ветра, сильная турбулентность, сильное обледенение ВС.

37. Холодный фронт – переходная зона между теплой и холодной воздушной массами, которая движется в сторону теплого воздуха.

За холодным фронтом давление обычно растет, а угол наклона фронта значительно больше, чем теплых фронтов. Скорость движения холодного фронта первого рода равна 30-40км/ч, а скороть движения холодного фронта второго рода равна 50км/ч и более. Облака холодного фронта первого рода подобны облакам теплого фронта, но расположены в обратном порядке по отношению к приземной линии фронта. За линией типичного холодного фронта первого рода наблюдается слоистая облачность и зона обложных осадков: сначала слоисто-дождевые облака, затем высокослоистые и перисто-слоистые. В теплый период во фронте 1-го рода формируются кучево-дождевые облака с ливнями, грозами и шквалами. Холодный фронт 2-го рода является самым опасным для авиации. Типичной является кучево-дождевая облачность. При размывании кучево-дождевых облаков могут наблюдаться все формы облаков кроме слоистых и кучевых. Особенностью фронта 2-го рода является наличие нисходящих движений воздуха за приземной линией фронта, которое сопровождается адиабатическим нагреванием воздуха. Холодный фронт характеризует усиление приземного ветра и понижение температуры . Холодный фронт опасен для полетов в послеполуденные часы, кога наблюдается максимальный нагрев подстилающей поверхности..

38. Фронт окклюзии-сложный фронт, образуется при смыкании теплого и холодного фронтов. Холодный фронт движется быстрее теплого, догоняет его и они смыкаются.Теплый фронт окклюзии характеризуется тем, что воздушная масса за фронтом окклюзии является более теплой, чем перед фронтом. Холодный фронт окклюзии характеризуется тем, что воздушная масса за фронтом окклюзии является более холодной, чем перед фронтом. Воздушная масса за фронтом окклюзии – это та воздушная масса, которая наблюдалась за холодным фронтом до его смыкания с теплым фронтом. Воздушная масса перед фронтом окклюзии – это та воздушная масса, которая наблюдалась перед фронтом до т ого, как начался процесс образования окклюзии. Холодные фронты окклюзии встречаются чаще теплых. Чем больше продолжительность существования фронта окклюзии. Тем большую толщину имеют безоблачные прослойки и тем менее опасным является фронт окклюзии для полетов ВС. Скорость и направление определяется по правилу ведущего потока: каждая точка приземного фронта перемещается вдоль проходящей над ней изогипсы на карте АТ-700 со скоростью, прямо пропорциональной действительной скорости ветра на поверхности 700гПА. Коэффициент пропорциональности для теплых фронтов =0,7, а для холодных =0,8.