2.2 Зарубежные авиаперевозчики и их роль в экономике
Около 22% мирового объема авиаперевозок сосредоточено всего на 300 маршрутах. На каждом из них ежегодно перевозится более 1 млн пасс. Еще 69% всех мировых авиаперевозок сосредоточены на маршрутах с объемом порядка 100 тыс. пасс. в год. Такие данные приводит компания Amadeus по результатам анализа данных программы Amadeus Air Traffic Travel Intelligence.
C 2011 по 2012 г. объем мировых пассажирских перевозок увеличился на 5%. Наиболее быстрорастущим и конкурентным рынком авиаперевозок стала Азия. Количество обслуженных пассажиров в этом регионе за год увеличилсось на 9%; следующим за Азией по темпам роста идет регион Латинской Америки, где пассажиропоток за год вырос на 6% .
Однако несмотря на рост рынка, авиационные перевозки продолжают концентрироваться на определенном количестве направлений. 22% мирового объема авиаперевозок сосредоточено всего на 300 маршрутах, а 1000 наиболее популярных маршрутов обеспечивают 40% всех мировых авиаперевозок. Однако при этом 35% авиаперевозок в Европе и Северной Америке обеспечиваются за счет малоинтенсивных маршрутов с потоками менее 100 тыс. пасс. в год.10
Самыми интенсивными по объему пассажирских перевозок стали маршруты внутри Азии — в этом регионе находится семь из десяти всех мировых интенсивных направлений. Наиболее востребованным остается маршрут Чеджу—Сеул (Южная Корея). В список самых интенсивных маршрутов за 2012 г. попали многие направления, отмеченные годом ранее, хотя произошли и некоторые изменения. Например, маршрут Пекин—Шанхай (Китай) за год переместился с 7-го на 4-е место. А азиатское направление Саппоро—Токио (Япония) уступило второе место южноамериканскому маршруту Рио-де-Жанейро—Сан-Паулу. Новичком в списке десяти самых интенсивных маршрутов стал маршрут Окинава—Токио, который занял 9-е место (табл. 2). В Азии 85% авиаперевозок сосредоточено на интенсивных маршрутах, где перевозится более 100 тыс. пасс. в год.
Рост пассажиропотока по регионам
Регион | Кол-во пасс. в 2011 г., млн чел. | Кол-во пасс. в 2012 г., млн чел. | Изменение, % |
Азия | 724 | 787 | 9 |
Европа | 656 | 680 | 4 |
Северная Америка | 587 | 597 | 2 |
Латинская Америка | 178 | 189 | 6 |
Ближний Восток | 97 | 99 | 2 |
Юго-Западный регион Тихого океана | 79 | 82 | 4 |
Африка | 51 | 52 | 2 |
Итого | 2372 | 2486 | 5 |
Десять наиболее загруженных мировых авиационных маршрутов
Регион | Маршрут | Кол-во пасс., млн чел. | 2012 г. к 2011 г., % | Рейтинг в 2012 г. (± к 2011 г.) |
Азия | Чеджу—Сеул | 10,156 | 2 | 1 (=) |
Азия | Саппоро—Токио | 8,211 | 8 | 2 (+2) |
Латинская Америка | Рио-де-Жанейро—Сан-Паулу | 7,716 | –1 | 3 (–1) |
Азия | Пекин—Шанхай | 7,246 | 7 | 4 (+3) |
Австралия | Мельбурн—Сидней | 6,943 | –2 | 5 (=) |
Азия | Осака—Токио | 6,744 | –11 | 6 (–3) |
Азия | Фукуока—Токио | 6,640 | –3 | 7 (–1) |
Азия | Гонконг—Тайбэй | 5,513 | 2 | 8 (=) |
Азия | Окинава—Токио | 4,584 | 12 | 9 (новый) |
Африка | Кейптаун—Йоханнесбург | 4,407 | –1 | 10 (–1) |
Доля низкотарифных перевозчиков в пассажиропотоке в 2011–2012 годах
Регион | Доля пассажиропотока низкотарифных перевозчиков в 2011 г., % | Доля пассажиропотока низкотарифных перевозчиков в 2012 г., % | Изменение, п. п. |
Европа | 36,5 | 38,0 | +1,5 |
Юго-Западный регион Тихого океана | 35,5 | 36,6 | +1,1 |
Северная Америка | 29,5 | 30,2 | +0,7 |
Латинская Америка | 26,6 | 24,9 | –1,7 |
Азия | 16,5 | 18,6 | +2,1 |
Ближний Восток | 11,7 | 13,5 | +1,8 |
Африка | 9,4 | 9,9 | +0,5 |
В последние три года конкуренция в мировой авиатранспортной отрасли в целом существенно возросла. Доля авиационного пассажиропотока, обслуживаемого только одной или двумя авиакомпаниями, уменьшалась ежегодно на 2 процентных пункта — с 39% в 2010 г. до 35% в 2012 г. Одновременно доля пассажиропотока, который обслуживается четырьмя и более авиакомпаниями, увеличилась с 35% в 2010 до 38% в 2012 г. Азия стала не только самым быстрорастущим, но и наиболее конкурентным рынком: на 75% всех маршрутов в регионе работает более трех авиакомпаний, на 27% — пять и более перевозчиков. Для сравнения: в других регионах, таких как Ближний Восток и Европа, только половина маршрутов обслуживается тремя или более авиакомпаниями.11
Растущая конкуренция во многом стимулируется развитием низкотарифных перевозчиков во всем мире. Пока они в большой степени сосредоточены на традиционных рынках — Европе и США. По итогам 2012 г. в Европе на их долю пришлось 38% всего объема перевозок. Между тем уровень присутствия бюджетных авиакомпаний существенно варьируется внутри регионов. В Европе наибольший процент исходящего пассажиропотока низкотарифных перевозчиков — 57% — приходится на Испанию, за ней следует Великобритания с 52%. В 2012 г. доля пассажиров, обслуженных лоукост-компаниями в Великобритании, увеличилась на 4 п.п. и впервые преодолела 50%-ный барьер. В Азии, несмотря на относительно невысокие показатели по региону в целом, отдельные страны также следуют этой тенденции: 65% авиаперевозок на Филиппинах и 61% в Таиланде выполняются низкотарифными авиакомпаниями. 12
- Курсовая работа
- Глава 1 Авиаперевозки как сфера мировой экономики……………………….4
- Глава 2 Анализ авиаперевозок как части экономики…………………………19
- Глава 3 Структура и инфраструктура авиаперевозок на примере компании «Аэрофлот»............................................................................................................27
- Глава 1 Авиаперевозки как сфера мировой экономики
- Глава 2 Анализ авиаперевозок как части экономики
- 2.1 Авиаперевозки в российской экономике
- 2.2 Зарубежные авиаперевозчики и их роль в экономике
- Глава 3 Структура и инфраструктура авиаперевозок на примере компании Аэрофлот
- 3.2. Перспективы развития компании «Аэрофлот» и рынка авиаперевозок в России
- Заключение