logo
РиССМА

Уровень автомобилизации

Автомобилизация — оснащённость населения автомобилями. Уровень автомобилизации (иногда — уровеньмоторизации) населения расчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.

Таблица №2.Уровень автомобилизации в мире на 2008 г

В феврале 2011 ООН пересчитала владельцев машин во всем мире. США занимают по количеству автовладельцев первое место в  мире - 765 на каждую тысячу граждан. Вторую строчку в рейтинге занимает Люксембург с 686 автомобилями на 1000 человек. Россия занимает в рейтинге 53-е место (156 автомобилей на 1000 человек населения) [10]

Темпы автомобилизации населения, особенно в последние годы, опережают темпы развития дорожной сети. Этот, а также другой известный факт «дорог мало, и те плохие» проиллюстрированы цифрами и графиками.

Финансов для дорожного хозяйства хронически недостает. В 2009-2010 гг. огромный кусок запланированных инвестиций «отняли», и они составили  2-2,2% от ВВП (надо вспомнить, то были жестокие годы кризиса), из них доля средств из федерального бюджета – 0,8-0,9% , то есть меньше половины. Однако, как указано в докладе экспертной группы №19, то же положение сохранится в 2011-2013 гг. Надо понимать, из кризиса не вышли.

Рисунок 3 - . График ннвестиции в дорожное хозяйство в сравнении с динамикой автомобилизации

Ближайшая перспектива не краше: бюджетных денег — 8,4 трлн руб. на 2011-2020 гг., а это еще меньшая доля ВВП — 1,2-1,3%  в год. Из чего вывод: с дорогами по-прежнему будет очень плохо.

Чтобы ремонтировать и содержать дороги, как того требуют нормативы,  понадобится минимум 845 млрд рублей. Еще порядка 0,5 трлн руб. (из расчета хотя бы 1-процентного прироста дорожной сети) — на новое строительство. Всего — 1,35 трлн руб., то есть 3,2-3,3 % от ВВП.

А на самом деле необходимо 4-4,5%  — приходится учитывать, что автомобилей становится  все больше (вспомните хотя бы статистику продаж в нынешнем году), отсюда нагрузка на дорожную сеть ежегодно возрастает на 6-7%. Да плюс инфляция. Причем расчеты производились исходя из сегодняшних цен на асфальт, щебень и т.д., а цены почему-то имеют свойство расти.[11]