19. Наземное обледенение.
Обледенение воздушных судов может наблюдаться не только в полёте, но и во время их стоянки на аэродроме при наличии благоприятных условий для обледенения наземных предметов. Лёд, образовавшийся на поверхностях ВС на земле, совершенно иначе влияет на лётно-технические характеристики воздушного судна, чем лёд, образовавшийся в полёте ВС.
Ледяные отложения на критических поверхностях воздушного судна могут существенно ухудшить его лётные характеристики вследствие снижения подъёмной силы крыла и увеличения лобового сопротивления. Лёд на критических поверхностях во время взлёта воздушных судов может отделиться и быть затянутым в двигатели, повреждая лопатки вентилятора и компрессора. Лёд, образовавшийся на ПВД, статических отверстиях, датчиках угла атаки, может обусловить искажение вводимой в системы пилотажных приборов информации об абсолютной высоте, воздушной скорости, угле атаки.
Критические поверхности - это те поверхности воздушного судна, которые перед его взлётом должны быть полностью очищены от снега, слякоти, инея и каких-либо ледяных образований.
Наземное обледенение - отложение льда на различных частях ВС, находящихся на стоянке на аэродроме, а также обледенение ВПП. Выделяют различные виды наземного обледенения в зависимости от причин и физических условий их образования: гололёд, изморозь, иней, оледенелый мокрый снег.
Гололёд образуется при замерзании переохлажденных капель дождя или мороси при столкновении их с поверхностью ВПП или воздушного судна во время его стоянки на земле. Гололёд бывает прозрачным или матовым по и образуется чаще всего при температуре воздуха от О до -10 °С.
Зернистая изморозь - аморфное снеговидное отложение, нарастающее в ветреную погоду на поверхностях ВС и ВПП при наличии переохлаждённого тумана при температуре от -3 до -8 °С. По внешнему виду зернистая изморозь близка к гололёду.
Кристаллическая изморозь - отложение, состоящее из хорошо различимых кристаллов льда. Она образуется обычно при слабом ветре и переохлаждённом тумане при температуре воздуха в основном от -11 до -25 °С. Кристаллическая изморозь возникает преимущественно на выступающих частях ВС.
Иней образуется вследствие сублимации водяного пара на горизонтальных плоскостях воздушных судов и на взлетно-посадочной полосе при их радиационном охлаждении до температуры ниже 0 °С в ясные безветренные ночи.
Замерзший (оледенелый) мокрый снег - слой льда, который образуется на поверхностях ВС и на ВПП в результате замерзания налипшего мокрого снега или снега с дождем.
Обледенение ВПП имеет некоторые особенности, по сравнению с обледенением воздушных судов во время стоянки. Обледенению ВПП способствует большая инерция температуры, свойственная её покрытию, которое может быть бетоном или асфальтом. Покрытие ВПП обычно долго сохраняет отрицательную температуру при наступлении оттепели. На взлётно-посадочной полосе могут наблюдаться не только гололёд, изморозь, иней и оледенелый мокрый снег, но также гололедица, ледяной и зернистый налёт, снежный накат.
Гололедица образуется при замерзании талой или дождевой воды на ВПП при переходе температуры воздуха через 0 °С к отрицательным значениям.
Ледяной налёт - намерзание капель дождя или мороси на взлётно-посадочной полосе, температура которой ниже 0 °С. Ледяной налёт наблюдается при положительной температуре воздуха в период резкого потепления.
Снежный накат - уплотненный и укатанный снег на ВПП. Уплотнение снега происходит под колесами воздушных судов и автомашин.
- 2. Воздушные массы, их классификации.
- 3. Устойчивые и неустойчивые воздушные массы.
- 4. Атмосферные фронты, их классификации.
- 5. Обострение и размывание атмосферных фронтов.
- 6. Теплый фронт, его особенности, облака.
- 7. Холодные фронты, их особенности, облака.
- 8. Фронты окклюзии.
- 9. Стадии развития циклонов.
- 10. Стадии развития антициклонов.
- 11. Грозы, их классификации.
- 12. Стадии развития грозовой ячейки.
- 13. Влияние гроз на полеты вс.
- 14. Гроза как комплексное атмосферное явление.
- 15. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях грозовой деятельности.
- 16. Атмосферная турбулентность и болтанка вс.
- 17. Критерии интенсивности атмосферной турбулентности.
- 18. Обледенение вс.
- 19. Наземное обледенение.
- 20. Интенсивность обледенения вс, ее зависимость от различных факторов.
- 21. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях атмосферной турбулентности.
- 22. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях обледенения.
- 23. Орографическая турбулентность.
- 24. Горные волны, их интенсивность.
- 25. Сдвиг ветра в приземном слое.
- 26. Влияние сдвига ветра на взлет и посадку вс.
- 27. Электризация вс в полете.
- 28. Условия поражения воздушных судов электрическими разрядами вне зон грозовой деятельности.
- 29. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в условиях сдвига ветра.
- 30. Рекомендации по обеспечению безопасности полетов вс в зонах повышенной электрической активности атмосферы.
- 32. Сводки метаr.
- 33. Сводки speci
- 34. Taf
- 42. Sigmet.
- 43.Airmet.
- 44.Gamet.
- 49. Приземная карта погоды.
- 50. Карты абсолютной барической топографии.