logo
Логистика

Расчет рейтинга перевозчиков методом экспертных оценок

Критерий

Ранг

Перевозчики

1

2

3

Оценка

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

Скорость

1

1

1,00

2

2,00

3

3,00

Надежность

2

3

1,50

1

0,50

2

1,00

Стоимость

3

2

0,67

1

0,33

2

0,67

Грузоподъемность

4

1

0,25

2

0,50

1

0,25

Доступность

5

2

0,40

3

0,60

1

0,20

Сумма

9

3,82

9

3,93

9

5,12

Рейтинг перевозчиков рассчитывается по формуле:

где Ri рейтинг i-го перевозчика; j – ранг j-го критерия; bij – оценка степени удовлетворения i-го перевозчика j-му критерию.

Как следует из таблицы _, первый перевозчик имеет самый высокий рейтинг, а третий – самый низкий. Однако при этом значение рейтинга у первого и второго перевозчика сопоставимы друг с другом, в то время как третий перевозчик безнадежно от них отстал. Таким образом, третий перевозчик будет исключен из списка, а первый и второй перевозчик с приблизительно равными рейтингами войдут в целевую группу.

4. Отбор дополнительных критериев. К числу дополнительных критериев относят:

  1. Грузоподъемность подвижного состава

  2. Степень доступности предлагаемых услуг

  3. Финансовая стабильность перевозчика

  4. Спектр предлагаемых дополнительных услуг

  5. Безопасность и сохранность грузов в пути

  6. Отслеживание грузов в пути

  7. Реакция на жалобы клиента

  8. Содействие в решении непредвиденных проблем

и т.д.

Деление критериев на основные и дополнительные носит условный характер, поэтому некоторые из перечисленных критериев в отдельных случаях могут рассматриваться как основные.

5. Сбор дополнительной информации о перевозчиках. На данном этапе также предполагается проведение маркетингового исследования. При этом требования к объему и качеству собираемой информации обычно более высокие, чем на этапе 2.

6. Ранжирование перевозчиков из целевой группы. На основе собранной дополнительной информации производится более тщательная оценка привлекательности перевозчиков. Ранжирование перевозчиков может производиться на основе как качественного, так и количественного анализа.

7. Контакты, переговоры с перевозчиками. В ходе переговоров с перевозчиком может выясниться дополнительная информация или измениться условия, предлагаемые перевозчиком. В некоторых случаях имеет смысл вести переговоры не с одним, а с несколькими перевозчиками, имеющими наиболее высокий рейтинг.

8. Окончательный выбор перевозчика. Новая информация, полученная в ходе переговоров, и новые условия учитываются при уточнении рейтинга каждого из перевозчиков, после чего делается окончательный выбор перевозчика, имеющего наиболее высокий рейтинг.