4.1. Анализ технологии в отрасли
Технологическими факторами считаются не только технические факторы, воздействующие на рынок воздушных перевозок, но и состояние общего научно-технического прогресса во всех отраслях. К ним относят-ся: достижения НТР, в том числе уровень ее достижений в области граж-данской авиатехники, технологический уровень авиатранспортного про-изводства, уровень технического совершенства воздушных судов, средств наземного обслуживания воздушных перевозок и управления воздуш-ным движением, состояние инфраструктуры воздушного транспорта и др.
Проведем анализ технологий в отрасли воздушного транспорта Хабаровского края. Наличие технических средств: примерно 1650 магистральных самолетов. При этом 80% магистральных перевозок осуществляются на самолетах, которые работают за пределами первоначально назначенных ресурсов. В 1996 году было списано 12% , а к 2003 году придется списать более половины магистральных самолетов. Около .20 % всех перевозок осуществляются на "современных" лайнерах отечественного производства: Ил-86, Ту-154М и Як-42, которые находятся в эксплуатации более 10 лет и морально устарели . Наш воздушный парк - это несколько тысяч самолетов местных линий , большинство из них приходится на Ан-2. Исправность самолетов не соответствует нормативам, К примеру, степень исправности парка Ил-86 составляет чуть более 50%, при норме 66%. В настоящее время 65% всех гражданских воздушных судов находится в неисправном состоянии . В результате только четверть наших самолетов находятся в эксплуатации, другие же стоят на приколе, гниют в ангарах. Общее состояние отечественной авиации можно охарактеризовать одной цифрой 85% физического износа[10, с. 23].
Так, в 2003 году произошло 725 инцидентов, связанных с отказом техники в воздухе, из которых 8 могли реально закончиться авиакатастрофами.
Из проверенных 162 воздушных судов типа Ту-154 135 нуждаются в конструктивной доработке около 42 % из них.. Учитывая, что этот самолет является основным видом передвижения для большинства пассажиров в Хабаровском крае, есть чего бояться.
Годовой налет одного магистрального самолета едва более полутора тысяч часов. Лучший самолет местных линий Л-410 простаивает из-за отсутствия запчастей. Основные типы воздушных судов, которые должны прийти на смену существующим, были определены уже давно: на дальних воздушных линиях - Ил-96 (модификации - 300 и М), на средних Ту-204, Ту-214 и Ан-218, на ближних Як-242, Ту-334-100 и Ил-114М, в классе грузовых Ан-70Т и Ту-330, пятитонный самолет МиГ-110 и Ту-130, а также грузовые варианты Ил-96Т и Ту-204С. Но пока на регулярные авиалинии вышли только четыре типа самолетов: Ту-204 ("Хабаровские авиалинии» ), Ил-96-300 , Ил-114, а также Ан-38, получивший прописку в одной из авиакомпаний в Хабаровске. Два первых типа оборудованы двигателем ПС-90, плохо зарекомендовавшим себя. Его доработки идут в настоящее время. Существуют варианты этих самолетов с западными двигателями. Так, Ту-204 оборудован двигателями "Rolls Royce" (Англия), а Ил-9бМ/Т двигателем PW2337 фирмы "Pratt Whitney" (США). Перспективы получения этих самолетов в ближайшее время туманны. В настоящее время имеются проектные предложения по десяткам самолетов для деловых поездок, общего назначения, различных классов грузоподъемности, но продвижение их на рынок упирается в вопрос финансирования. Есть варианты переоборудования существующих самолетов более экономичными двигателями западного производства. К примеру, в 2001-2003 годах различные авиакомпании и предприятия Хабаровского края купили 182 воздушных судна: 71 самолет и 111 вертолетов на общую сумму 250 миллиардов рублей. Немногим более 10% этой суммы составляют государственные вложения, остальное - средства предприятий и местные источники финансирования. Шестьдесят процентов всех самолетов, в том числе 12 самолетов Ту-154М, приобретены негосударственными предприятиями в целях эксплуатации, сдачи в аренду или перепродажи. А уже в 1996 году было заказано всего 25. Также стоит подчеркнуть тот факт, что такие самолеты, как Ил-96, Ту-214, Як-42 и Ан-38 вообще остались невостребованными (см. табл.1). Существует проект оборудования самолетов Як-40 двумя двигателями "Lacoming".
В то же время у многих авиакомпаний Хабаровского края нет денег на то, чтобы получить свои самолеты после ремонта. В конце 2003 года на авиаремонтных заводах стояли 50 самолетов и 80 вертолетов. Они были отремонтированы, но не выкуплены: общий долг авиаремонтникам тогда составил 12 миллиардов рублей.
Выбор в пользу покупки самолетов отечественного производства, цены на которые постоянно растут и уже приближаются к ценам западных самолетов, либо приобретение в лизинг самолетов западного производства остается основополагающим при формировании нового парка.
Основным требованием к новому самолету в настоящее время остается высокая топливная экономичность, поскольку она позволяет существенно снизить затраты на авиатопливо как в абсолютном, так и в относительном измерении. Следующим важнейшим требованием является надежность и безопасность, ресурс и эффективность методов и средств контроля состояния техники в эксплуатации, ведь этот комплекс характеристик определяет возможность достижения высокого уровня оборачиваемости капитальных вложений и предотвращения потенциальных потерь от авиапроисшествий и инцидентов.
Важнейшим условием является создание системы послепродажной поддержки заводом-изготовителем авиакомпаний, включая обучение экипажей и технического персонала, оснащение баз технического обслуживания необходимым оборудованием, бесперебойное снабжение запчастями и, конечно, приемлемая цена и условия оплаты.
Многие авиакомпании Хабаровского края остались без финансовых возможностей на приобретение новых авиалайнеров. Да и кто приобрел самолеты отечественного производства, не довольны результатами их эксплуатации.
Стоимости некоторых самолетов представлены в табл. 4
"right"> Таблица 4Остаточная стоимость некоторых типов самолетов Хабаровских предприятий (в млн. долларов США)
Тип самолета |
Год выпуска |
1996г. |
2001г. |
2006г. |
2011г. |
|
А-320-200 |
1992 |
33,1 |
28,4 |
24,5 |
20,8 |
|
Б-727-200 |
1978 |
2,5 |
1,8 |
1,3 |
0,6 |
|
Б-737-300 |
1990 |
23,9 |
18,0 |
15,4 |
12,4 |
|
Б-747-400 |
1993 |
111,2 |
104,5 |
90,3 |
76,9 |
|
Б-767-300 |
1993 |
70,6 |
68,9 |
60,3 |
50,9 |
|
МД-11 |
1993 |
85,1 |
77,7 |
67,0 |
56,9 |
- 1. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края
- 2. Анализ внешней среды
- 3. Анализ среды прямого воздействия
- 3.1. Анализ продавцов и покупателей
- 3.2. Анализ конкуренции в отрасли
- 3.3. Анализ привлекательности рынка
- 4. Анализ среды косвенного воздействия
- 4.1. Анализ технологии в отрасли
- 4.2. Анализ политических факторов
- 4.3. Анализ экономического состояния Хабаровского края
- ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
- Основные задачи Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края
- 6. Состояние, проблемы и перспективы развития нефтепереработки в Хабаровском крае
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Хабаровский край
- 22. Экология Хабаровского края. Региональные экологические проблемы
- 10. Пищевая промышленность Хабаровского края
- 3. Угледобывающая отрасль Хабаровского края. Состояние, проблемы, перспективы развития
- 20. Хабаровский край в экономике России.