logo
Анализ внешней среды транспортной отрасли Хабаровского края

3.3. Анализ привлекательности рынка

В Хабаровском крае в последние годы в целом наблюдается рост грузовых перевозок воздушным транс-портом как в абсолютном, так и относительном измерении по сравнению с ростом перевозок пассажиров. Так, объем перевозок грузов авиатранспортом в международном сооб-щении в 2003 г. составил 16,8 млн. т. В перспективе на 2005г. их объем должен возрасти почти на треть и составить 20,7 млн.т.

Значительный рост объема перевозок грузов воздуш-ным транспортом объясняется теми преимуществами, ко-торые дает клиенту авиаперевозка по сравнению с другими видами транспорта. Главные преимущества - это более низ-кие страховые взносы, поскольку вероятность кражи, поте-ри и повреждения меньше, чем на наземных видах транс-порта; стоимость тары и упаковки также ниже. Снижение расходов на тару и упаковку объясняется тем, что перевозка в самолете, особенно по сравнению с морской, практически не причиняет грузу повреждений ввиду своей непродолжи-тельности и отсутствия ударов и качки.

В табл. 4 приведен типовой анализ стоимости перевоз-ки промышленного оборудования разными видами транс-порта в Хабаровском крае. Данные, приведенные в таблице, показывают, что если проанализировать перевозку в целом по всем ее эле-ментам «от двери до двери», то клиент может получить значительную экономию расходов, несмотря на более высокий тариф на авиаперевозку[9, 10 и др.].

"right">Таблица 2

Структура стоимости перевозок промышленного оборудования по видам транспорта в Хабаровском крае, долл.

Виды расходов

Вид транспорта

Железнодорожный

Морской

Авиационный

Тариф

Страхование

Простой и другие расходы

Агентские расходы

Портовые сборы

Таможенная очистка

Тара и упаковка

204

12,24

19,20

7,56

-

6,96

97,14

104

12,24

-

7,56

47,46

5,76

157,14

190,04

7,14

-

7,56

-

18,00

28,02

Всего:

347,10

334,16

251,36

Кроме того, экономия расходов возможна в связи со сни-жением уровня товарно-материальных запасов на предприя-тии, обслуживаемом авиатранспортом. В свою очередь, сни-жение запасов ускоряет их оборачиваемость и снижает склад-ские расходы в расчете на единицу продукции.

Более того, привлекательность рынка авиаперевозок может быть обоснована при расчете экономии при передаче некоторых видов грузов на воздушный транспорт, который представлен ниже.

В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной эффективности от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный транспорт Хабаровском крае.

Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных издержек в процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть определен по формуле:

(1)

где Е -- эффект от ускорения доставки;

К - коэффициент эффективности капита-ловложений (К = 0,15);

П - годовой объем перевозок данного товара (т);

Ц - средняя цена данного товара (руб./т);

- разница в сроках доставки разны-ми видами транспорта.

Расчет эффекта от передачи грузов с железнодорожного на воздуш-ный транспорт приведем на примере перевозок товаров между Хабаровском и Москвой:

руб.

Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с учетом экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспорти-ровке по железной дороге может быть определен по формуле

(2)

где - общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;

- экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на воздушный.

"right">Таблица 3

Эффект от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт Хабаровского края

(3)

где - валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара;

- накладные расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.);

- расходы на оплату грузовых перевозок воздушным транспортом , (4)

где - тариф на воздушную перевозку данной категории груза.