Анализ внешней среды транспортной отрасли Хабаровского края

курсовая работа

2. Анализ внешней среды

В качестве объекта исследования данной работе будем использовать отрасль авиаперевозок в Хабаровском крае.

Сейчас в России всего насчитывается около 350 авиапредприятий, различных форм собственности, появившихся на базе некогда единого "Аэрофлота". В настоящее время большую часть перевозок на территории России выполняют так называемые региональные авиакомпании. Большая часть региональных авиакомпаний появилась на месте бывших территориальных управлений гражданской авиации. Многим из них до сих пор принадлежат аэропорты, как во времена существования объединенных авиаотрядов. Получив самостоятельность , многие авиакомпании оказались не готовы принять бремя всей полноты ответственности, ведь во времена единого Аэрофлота даже расписание движения самолетов составляли централизовано. И компании были вынуждены решать все проблемы самостоятельно. Одним из примеров региональных авиалиний является воздушный транспорт Хабаровского края.

В данном разделе проводим анализ внешней среды отрасли авиаперевозок в Хабаровском крае.

Как известно, воздушный транспорт Хабаровского края в настоящее время нахо-дится в очень тяжелом положении, которое год от года еще более ухудшается в силу низко-го платежеспособного спроса на услуги по перевозке пассажиров и грузов и авиационные работы. В результате структура существующего парка воздушных судов авиакомпаний Хабаровского края не соответствует потребностям рынка транспортных услуг, не позволяя предприятиям наиболее эффективно дейст-вовать на выбранных целевых рынках. Эта проблема имеет корни макроэкономического ха-рактера и находится вне сферы влияния менеджмента среднестатистической авиакомпании[7, 10 и др.].

В современных условиях для эффективного управления предприятием необходимо воздействовать как на внутренние, так и на внешние по отношению к предприятию факторы. Это обусловлено тем, что любое предприятие является открытой производственной систе-мой, действующей на рынке, на котором формируется спрос на продукцию или услуги со стороны потребителей. Кроме того, внешняя среда характеризуется определённым набором конъюнктурообразующих факторов, которые также оказывают своё влияние на деятельность предприятия. В свою очередь успех предприятия определяется тем, насколько оно обладает устойчивостью и способно ли удачно вписываться во внешнюю среду и приспосабливаться к ней.

Если внешняя среда стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим ме-неджментом, и в этом случае следует пользоваться общим менеджментом по классической схеме: планирование, организация, мотивация, контроль. Однако российские предприятия, в том числе и авиапредприятия Хабаровского края работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении. Здесь роль стратегического менеджмента чрезвычайно важна, она увеличивается тем больше, чем больше неоп-ределенность, в которой приходится действовать предприятию.

Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к анализу внешней среды, как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в дли-тельной перспективе.

Необходимо учитывать тот факт, что анализ внешней среды авиакомпании - замкнутый корректи-руемый процесс. Предприятие, двигаясь в условиях неопределённости, ежедневно испыты-вает действие ряда факторов, играющих положительную или отрицательную роль в процессе реализации стратегии. Большую часть из них по той или иной причине невозможно учесть или оценить с определённой степенью достоверности на начальном этапе реализации страте-гической программы. Под воздействием данных факторов происходит отклонение от наме-ченной траектории движения. От того, насколько своевременно и правильно руководство предприятия ответит на воздействие факторов из зоны неопределённости, зависит стабиль-ность движения к намеченной цели, а в конечном итоге и её достижение. Важно также то, что процесс анализа внешней среды должен быть упреждающим, а не сиюминутным, раскачивающим предприятие в бурном море рыночных отношений.

Исходя из этого, концептуально модель анализа внешней среды авиакомпанией можно представить на рис. 2.

спрос

предложение

Рис. 2. Модель анализа внешней среды организации

Следует отметить, что стратегический подход к управлению авиапредприятием основан на системном подходе и ставит своей задачей увязку стратегического потенциала предпри-ятия с его возможностями во внешней среде.

Следует заметить, что анализ внешней среды рынка авиационных перевозок, как правило, ведут отдельные авиакомпании, имея узкую практическую увязку с интересами конкретной авиакомпании. При этом специалисты авиакомпаний в большинстве случаев часто эмпирически подходят к анализу и прогнозу конъюнктуры, подменяя качественные явления в исследовании внешних закономерностей конъюнктуры выявлением внешних количественных соотношений для практического использования. Тем не менее, в процессе анализа и прогнозирования внешней среды рынка авиакомпании учитывают все основные факты, влияющие на формирование спроса на воздушные перевозки. Особое внимание при этом уделяется изучению и прогнозированию внешней среды мирово-го рынка воздушных перевозок, так как риск, связанный с падением спроса на воздушные перевозки в мире, весьма велик, он сопряжен с крупными финансовыми затратами и в отдельных случаях может даже привести и уже нередко приводит к финансовому краху отдельных авиакомпаний.

Выявление рынка при анализе внешней среды заключается в определении спроса и предложения, т.е. ответа на два главных вопроса: 1) где имеется спрос на перевозки, каков этот спрос в данный момент и каков прогнозируемый потенциаль-ный спрос; 2) какова степень удовлетворения спроса на перевозки регу-лярными и нерегулярными авиакомпаниями, а также другими видами транспорта[9, с. 15].

Освоение рынка при анализе внешней среды состоит в разработке и осуществлении мероприя-тий по формированию спроса на перевозки данной авиакомпанией и его удовлетворению на конкретном рынке. Сложность решения задачи по освоению рынка при анализе внешней среды заключается в том, что в настоящее время практически все региональные рынки поделены между ведущими авиакомпаниями, главенствующими на том или ином рынке, и авиакомпания, вступаю-щая на рынок, должна реально представлять, на какую долю перевозок на данном рынке она может претендовать в данный момент, и каковы шансы на ее успех в конкурентной борьбе с другими авиакомпаниями и другими видами транспорта в перспективе.

Изучение рынка международных воздушных перевозок и прогнози-рование его конъюнктуры при анализе внешней среды позволяет установить, между какими парами пунктов целесообразно начать воздушные перевозки и какие располагае-мые провозные мощности (емкость и частота движения) будут оптималь-ными на данном этапе и в перспективе. Ответ на эти вопросы может дать системный анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка международ-ных воздушных перевозок.

Анализ внешней среды проводится как по отдельным местным рынкам, так и по региональным рынкам, с тем чтобы выявить состояние конъюктуры во всех интерисующих авиакомпанию географических районах, а также в мировом масштабе в целом. Оценка состояния конъюнктуры рынка воздушных перевозок производится в виде анализа состояния рынка на определенное время, а также в виде краткосрочных и долгосрочных прогнозов с учетом перевозок всеми видами транспор-та.

При анализе внешней среды немаловажным выступае опредление экономических барьеров отрасли. Экономические барьеры транспортной отрасли: высокая капиталоемкость отрасли, низкая платежеспособность потребителей пассажирских авиауслуг.

При этом доминирующим элементом в структуре расходов авиакомпании и, следовательно, в структуре тарифа (в среднем до 40% при мировом уровне - 9-12%) является стоимость авиатоплива.

Лицензирование и сертификация являются главными инструментами государственного регулирования деятельности авиакомпаний и реализации курса на сокращение численности действующих авиаперевозчиков на основе их слияния (присоединения), создания альянсов, концентрации объемов перевозок. В этих условиях роль федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации приобретает особое значение: усиливается возможность административного воздействия на хозяйствующие субъекты.

В настоящее время условия лицензирования и сертификации авиационной деятельности в значительной мере ужесточены. Сама процедура лицензирования авиаперевозочной деятельности, предусматривающая выдачу лицензии не на вид деятельности, как это установлено законодательством, а на маршрут, является барьером входа на данный рынок. Так, авиакомпания “Пулково” имеет 82 лицензии на осуществление регулярных внутренних перевозок, Челябинское авиапредприятие - более 20. Квотирование объемов авиаперевозок, осуществляемое Минтрансом России путем лицензирования маршрутов, квалифицированное МАП России как нарушение антимонопольного законодательства, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию на рынке авиаперевозок и в ряде случаев приводит к разделу рынка.

Делись добром ;)