Автомобильная заправочная станция

курсовая работа

2. Горюче-смазочные материалы (газы) станции заправки

Бензин - это легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ), бесцветная или слегка желтоватого цвета, нерастворимая в воде, с резким запахом. Плотность бензина p20 -= 0,70/0,78 г/см3. Пары бензина тяжелее воздуха.

Основные эксплуатационные свойства бензинов

1. Детонационная стойкость -- способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя автомобиля без детонации. Детонация - это процесс взрывного горения топлива. Детонационная стойкость оценивается октановым числом (О.Ч.)

О.Ч. - численно равно процентному содержанию изо - октана в смеси с н-гептаном, которая ведет себя аналогично испытуемому бензину. О.Ч. бензинов определяется на специальных одноцилиндровых установках двумя методами: моторным и исследовательским. Если О.Ч. определено исследовательским методом, то в обозначении марки бензина добавляется буква «и».

Испаряемость -- способность бензина испаряться. Испаряемость характеризуется давлением насыщенных паров и фракционным составом. По испаряемости бензины подразделяются на бензины летнего и зимнего вида (по ГОСТ 2084) и на пять классов испаряемости (по ГОСТ Р 51105)

Химическая стабильность -- способность бензина сохранять свои свойства и химический состав.

Химическая стабильность оценивается индукционным периодом - временем, в течение которого топливо в условиях ускоренного окисления (100 °С и повышенное давление), еще не входит в реакцию с кислородом.

Коррозионные свойства - коррозионное действие бензинов определяется содержанием серы, неорганических водорастворимых кислот и щелочей, а также воды.

Склонность к нагарообразованию определяется наличием фактических смол.

Содержание механических примесей и воды - механические примеси и вода в топливе должны отсутствовать. Механические примеси способствуют интенсивному изнашиванию цилиндров измерителя объема и сокращению сроков службы фильтров в ТРК. Вода в зимнее время замерзает, образуя ледяные пробки, вследствие чего нарушается бесперебойная подача бензина к карбюратору двигателя.

Таблица 1. Товарный ассортимент бензинов

Марки бензинов

Нормативный документ

Другие требования

А-76

ГОСТ 2084-77

по испаряемости: летний и зимний

Нормаль - 80

ГОСТ 51105-97

по испаряемости:

5 классов

Регуляр - 91,92,93

Премиум -- 95

Супер-98

А-80

ТУ 38.001165-97

Бензины экспортные

А-92

А-96

АИ-92

ТУ 38.401-58-58-93

Бензины с улучшенными экологическими характеристиками

АИ-93

АИ-95

Регуляр Евро - 92

ГОСТ Р 51866-2002

Бензины высшего качества (соответствуют европейским нормам

ЕН228-99)

Премиум Евро -- 95

Супер Евро -- 98

Все бензины, выпускаемые по ТУ должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313 - 99

Дизельное топливо - это горючая жидкость, с резким запахом, светло коричневого цвета, нерастворимая в воде.

Р20 = 0,80/0,86 г/см3.

Основные эксплуатационные свойства дизельных топлив

1. Самовоспламеняемость определяется цетановым числом (Ц.Ч.) Ц.Ч. численно равно процентному содержанию цетана в его смеси с а - метил - нафталином, которая по характеру сгорания равноценна испытуемому топливу.

Оптимальным Ц.Ч. для дизельных топлив является 40--50.

2. Вязкость и плотность определяют процессы испарения и смесеобразования в двигателе. Стандартом на дизельное топливо вязкость нормируется в пределах 1,5 - 6,0 сСт в зависимости от марки топлива.

3. Низкотемпературные свойства характеризуются температурой помутнения и температурой застывания.

Температура помутнения - это температура, при охлаждении до которой топливо начинает мутнеть вследствие образования микрокристаллов парафинов.

Температура застывания характеризует потерю текучести (подвижности) топлива с понижением температуры из-за увеличения вязкости.

При достижении tзастыв подача топлива в цилиндры двигателя становится невозможной. Низкотемпературные свойства определяют марку дизельного топлива.

4. Температура вспышки - характеризует пожарную опасность топлива. Согласно ГОСТ 305-82 нефтеперерабатывающие предприятия выпускают топлива с температурой вспышки не ниже 40 °С - для дизелей общего назначения и не ниже 62 °С - для тепловозных и судовых дизелей.

5. Коррозионные свойства характеризуются содержанием серы и ее соединений.

6. Склонность к нагарообразованию - характеризуется содержанием фактических смол

Товарный ассортимент дизельных топлив

ГОСТ 305-82

Л - летнее, температура применения -- до 0 °С

3 -- зимнее, температура применения -- до -- 20 °С (tпомутнения < -- 25 °С) или до - 30 °С (tпомутнения < - 35 °С)

А - арктическое, температура применения - до - 50°С

По содержанию серы дизельное топливо делится на две группы:

I-S до 0,2%

II - S до 0,5% (А - до 0,4%)

ТУ 38.401-58--110-94 - дизельное топливо экспортное

ДЛЭ и ДЗЭ получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций.

Определяют дизельный индекс, а не Ц.Ч.. Кроме того, вместо определения воды и коэффициента фильтруемости экспресс -- методом устанавливают прозрачность топлива при температуре +10°С.

ТУ 38.101889-81 - зимнее с депрессорными присадками ДЗП -- получают на базе летнего с tпомутнения = - 5 °C путем добавки присадки (можно использовать в зимний период до температуры - минус 15° С)

ТУ 38.1011348-39 -- экологически чистое

ДЛЭЧ -- В ароматических углеводородов -- до 20%

ДЛЭЧ без ограничения содержания ароматических

углеводородов

ДЗЭЧ - В ароматических углеводородов - до 10%

ДЗЭЧ без ограничения содержания ароматических

углеводородов

Посторонние механические примеси и вода в бензине и дизельном топливе должны отсутствовать. Данные требования обеспечиваются наличием фильтров при сливе нефтепродуктов в резервуар и в топливораздаточных колонках.

МАСЛА

Классификация моторных масел

В основу классификации моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень эксплуатационных свойств.

По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние и всесезонные.

Летние масла: 8*Д0,12,14,16,20,24

Зимние масла: Зз,4з,5з,6з,6,8*

* масла класса 8 нередко используют как в летний так и в зимний период

Всесезонные масла обозначается дробным индексом (например 5з/12, 6з/14 и т.д.) Система обозначений моторных масел включает: букву «М» - моторное, цифру, характеризующую уровень вязкости и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам.

Таблица 2. Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17491.1-85)

Группа масла

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели

Б,

Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В1

Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г1

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или если применяемое топливо требует использования масел с малой склонностью к образованию всех видов отложений

E1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2

Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Примеры обозначений:

М-10-Г2 (к) - масло моторное летнее, для дизельных двигателей, буква «к» означает, что данное масло предназначено для преимущественного применения в автомобилях КАМАЗ

М-5з/10-Г1 - масло моторное всесезонное, для карбюраторных двигателей

Международная классификация моторных масел

В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC-99, и по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, установленная API (Американским институтом нефти).

По SAE моторные масла маркируются следующим образом: летние - 20, 30, 40, 50, 60 (цифра обозначает вязкость при температуре 98,9°С), зимние - 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифра обозначает вязкость масла, a W - зимнее). Всесезонные (загущенные масла) обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой летнему классу (5W-3O, 10 W-40 и т.д.)

По API моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает категорию: к категории «S» относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, и категорию «С» масла, для дизельных двигателей. Второй буквой является показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Классификация трансмиссионных масел

Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи, называются трансмиссионными.

Трансмиссионные масла должны иметь хорошие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении. Они должны минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозийные свойства, не содержать механические примеси и воду.

По ГОСТ 17479.2 85 буквами «ТМ» обозначается транмиссионное масло, буквой «3» - загущенное масло. Трасмиссионные масла в зависимости от эксплуатационных свойств подразделяются на пять групп, определяющих области их применения и классы по вязкости.

Таблица 3. Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2

Класс вязкости по SAE

Вязкость кинематическая при 100°С, сСт

9

75 W

6,00 -10,99

12

80 W/85 W

11,00-13,99

18

90

14,00-24,99

34

140

25,00-41,00

Таблица 4. Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и области их применения

Группа масел

Состав масла

1

Минеральные масла без присадок

2

Минеральные масла с противоизносными присадками

3

Минеральные масла с противозадирными присадками

умеренной эффективности

4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

5

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Примеры обозначения трансмиссионных масел: ТМ-5-12, ТМ-4-18,ТМ-3-9.

Делись добром ;)