logo
Разработка нового автобусного маршрута

2. Определение типов и количества автобусов на маршруте

Для определения потребного количества автобусов для работы на маршрутах необходимо, чтобы были выполнены следующие цели автотранспортного предприятия: полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках, обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок, эффективное использование подвижного состава, повышение производительности труда водителей и других работников предприятия.

Чтобы определить потребное число автобусов на маршруте, необходимо знать пассажиропоток, его мощность, время оборота автобуса, вместимость автобуса.

Исходные данные для определения типа и количества автобусов на маршруте:

1)пассажиропоток по часам в прямом и обратном направлении из таблицы 2;

2)время оборота автобуса:

- время стоянки на промежуточных остановках, =20сек.

- количество промежуточных остановок в прямом и обратном направлениях, =8;

- время стояния на светофорах, =20с.;

- количество светофоров на маршруте в прямом и обратном направлениях.

-время стоянки на конечных остановках, = 90 сек.

Таблица 4 Вместимость, постоянные и переменные расходы некоторых марок автобусов.

Модель автобуса

Вместимость, чел.

G перемен.

Gпост.

ПАЗ-672

45

8,53

1,74

КАВЗ-3300

60

11,53

2,03

ИКАРУС-556

80

12,82

2,17

Сравним эффективность использования выбранных типов автобусов, для этого:1)строим диаграммы по часам суток расчетных значений пассажиропотока в прямом и обратном направлениях:

Рис.1. Пассажиропоток по часам суток в прямом направлении

Рис.2. Пассажиропоток по часам суток в обратном направлении

Рис.3. Общий пассажиропоток на маршруте по часам суток

2) Рассчитываем количество автобусов на маршруте на расчетный час по формуле :

Где -Количество автобусов на маршруте;

-пассажиропоток для определенного времени суток;

-Вместимость автобуса;

-время оборота автобуса, час.

Направление А-Б:

При qmin=45:

При qср=60:

При qmax=80:

Аналогичным путем рассчитываем количество автобусов в обратном направлении (Б-А). Результаты расчетов сводим в таблице 6.

Таблица 5 Изменение потребного числа автобусов с разной вместимостью по часам суток

Часы суток

Qчел, А-Б

Ам,А-Б,Тоб=0,57

Qчел, Б-А

Ам,Б-А,Тоб=0,57

45

60

80

45

60

80

6-7

380

5

4

3

475

6

4

3

7-8

1140

14

11

8

665

8

6

5

8-9

950

12

9

7

950

12

9

7

9-10

855

11

8

6

760

10

7

5

10-11

475

6

4

3

665

8

6

5

11-12

285

4

3

2

570

7

5

4

12-13

285

4

3

2

475

6

4

3

13-14

380

5

4

3

475

6

4

3

14-15

475

6

4

3

760

10

7

5

15-16

570

7

5

4

855

11

8

6

16-17

950

12

9

7

950

12

9

7

17-18

1140

14

11

8

855

11

8

6

18-19

570

7

5

4

475

6

4

3

19-20

380

5

4

3

285

4

3

2

20-21

380

5

4

3

285

4

3

2

21-22

285

4

3

2

-

-

-

-

Рассчитываем изменение потребного количества автобусов на маршруте по часам суток при общем пассажиропотоке (таблица 6а)

Таблица 6 Изменение потребного количества автобусов на маршруте по часам суток при общем пассажиропотоке

Часы суток

Qчел

Qmin=45

Qcp=60

Qmax=80

6-7

855

11

8

6

7-8

1805

23

17

13

8-9

1900

24

18

14

9-10

1615

20

15

11

10-11

1140

14

11

8

11-12

855

11

8

6

12-13

760

9

7

5

13-14

855

11

8

6

14-15

1235

16

11

8

15-16

1425

18

13

10

16-17

1900

24

18

13

17-18

1995

25

19

14

18-19

1045

13

9

7

19-20

665

8

6

4

20-21

665

8

6

4

21-22

285

4

3

2

3) Определим диапазон изменений необходимого состава автобусов, максимальные и минимальные значения:

v А-Б: минимальное значение автобусов при условно большой вместимости в период наибольшего спада пассажиропотока равно 2; максимальное значение при условно малой вместимости автобуса в «час-пик» равно 14.

v Б-А: минимальное значение автобусов при условно большой вместимости в период наибольшего спада пассажиропотока равно 2; максимальное значение при условно малой вместимости автобуса в «час-пик» равно 7.

4) Формируем шкалу числа требуемых автобусов и соответствующие интервалы движения на маршруте:

где, - интервал движения (мин)

-время оборота автобуса (мин)

-количество автобусов.

Таблица 7 Интервал движения автобусов в прямом направлении по часам суток

Часы суток

Iдв, мин

Ам, min=45

Ам,ср=60

Ам,max=80

6-7

11,5

5

4

3

7-8

4,3

14

11

8

8-9

4,9

12

9

7

9-10

5,7

11

8

6

10-11

11,4

6

4

3

11-12

17,2

4

3

2

12-13

17,2

4

3

2

13-14

11,4

5

4

3

14-15

11,4

6

4

3

15-16

8,6

7

5

4

16-17

4,9

12

9

7

17-18

4,3

14

11

8

18-19

8,6

7

5

4

19-20

11,4

5

4

3

20-21

44,4

5

4

3

21-22

17,2

4

3

2

Таблица 7а Интервал движения автобусов в обратном направлении по часам суток

Часы суток

Iдв, мин

Ам, min=45

Ам,ср=60

Ам,max=80

6-7

11,4

6

4

3

7-8

6,8

8

6

5

8-9

4,9

12

9

7

9-10

6,8

10

7

5

10-11

6,8

8

6

5

11-12

8,6

7

5

4

12-13

11,4

6

4

3

13-14

11,4

6

4

3

14-15

6,8

10

7

5

15-16

5,7

11

8

6

16-17

4,9

12

9

7

17-18

5,7

11

8

6

18-19

11,4

6

4

3

19-20

17,2

4

3

2

20-21

17,2

4

3

2

21-22

-

-

-

-

Выбор транспортной единицы осуществлялся в результате сравнения степени наполнения автобусов и себестоимости перевозки автобусов с разной степенью вместимости. Себестоимость рассчитывается по формуле

где, С - себестоимость перевозки, коп/10 пассажир.-км;

- переменны расходы на 1км пробега;

- средняя скорость эксплуатационная, км/ч;

-постоянные расходы на 1 ав.-час работы. Коп.;

-Вместимость автобуса;

-коэффициент использования автобусов;

-коэффициент наполнения автобусов (1;0,8;0,6;0,4;0,2)

Где - длина пробега оборотного рейса,м;

- длина нулевого пробега от маршрута до автобазы и обратно,=10000м.

Данные о постоянных и переменных расходах на работу автобусов приведены в таблице 4.

При =1:

При :

При=0,6:

При=0,4:

При=0,2:

Себестоимость работы автобусов с разной вместимостью отобразим в таблице 8:

Таблица 8 Изменение себестоимости перевозки в автобусах с разной степенью вместимости

Коэффициент наполнения

Себестоимость работы автобусов с разной вместимостью

Qmin=45

Qср=60

Qmax=80

1

0,37

0,37

0,31

0,8

0,46

0,47

0,39

0,6

0,61

0,62

0,52

0,4

0,92

0,93

0,77

0,2

1,85

1,87

1,56

Среднее

0,84

0,85

0,71

Необходимо рассчитать почасовой коэффициент наполнения по формуле:

Где -часовой пассажиропоток, чел./час;

-время оборота автобуса, ч.;

-вместимость автобуса, чел. На 1 автобус;

-количество автобусов.

Направление А-Б:

При :

При :

При :

Направление Б-А

При :

При :

При :

Результаты расчетов приведены в таблице 9

Таблица 9 Почасовой коэффициент наполнения

Часы суток

Qчел А-Б

А-Б

Qчел Б-А

Б-А

При qmin

При qср

При q max

При qmin

При qср

При qmax

6-7

380

0,9

0,9

0,9

475

1,003

1,12

1,12

7-8

1140

1,03

0,98

1,01

665

1,05

1,05

0,94

8-9

950

1,002

1,002

0,96

950

1,002

1,002

0,96

9-10

855

0,98

1,01

1,01

760

0,96

1,03

1,08

10-11

475

1,003

1,12

1,12

665

1,05

1,05

0,94

11-12

285

0,9

0,9

1,01

570

1,03

1,08

1,01

12-13

285

0,9

0,9

1,01

475

1,003

1,12

1,12

13-14

380

0,9

0,9

0,9

475

1,003

1,12

1,12

14-15

475

1,003

1,12

1,12

760

0,96

1,03

1,08

15-16

570

,03

1,08

1,01

855

0,98

1,01

1,01

16-17

950

1,002

1,002

0,96

950

1,002

1,002

0,96

17-18

1140

1,03

0,98

1,01

855

0,98

1,01

1,01

18-19

570

1,03

1,08

1,01

475

1,003

1,12

1,12

19-20

380

0,9

0,9

0,9

285

0,9

0,9

1,01

20-21

380

0,9

0,9

0,9

285

0,9

009

1,01

21-22

285

0,9

0,9

1,01

-

Средне взвешенная

0,96

0,91

0,98

0,92

0,96

0,96

Результаты расчетов приведены в таблице 10.

Таблица 10 Себестоимость работы автобусов с различной вместимостью

Показатели

А-Б

Б-А

45

60

80

45

60

80

Средневзвешенная

0,96

0,91

0,98

0,979

0,984

0,969

Себестоимость

0,41

0,38

0,32

0,40

0,39

0,32

Вывод: Минимальные затраты на перевозку у ИКАРУС-556 с вместимостью 80 человек равны 0,32 коп. на 10 пасс.-км. В прямом направлении и в обратном направлении 0,32 коп.