logo
Автомобили скорой помощи

4. Базовые шасси

Базовой машиной российской Скорой медицинской помощи за последние десять лет практически монопольно стала нижегородская Газель ГАЗ-32214. Раньше специализированная медицинская версия выпускалась самим заводом, в последние несколько лет производство передано на дочернее специализированное предприятие. На базе машины создано значительное число медицинских модификаций. Существует полноприводный (4х4) вариант. Достоинства машины: достаточно большой (хотя и низкий в базовой версии) салон, мягкая подвеска, отечественная агрегатная база, живучесть подвески, самая низкая цена на рынке.

Рисунок 9. Газель ГАЗ-32214

Недостатки - типичные для российской автотехники чрезвычайно низкие надежность, коррозионная стойкость кузова, качество сборки и запчастей.

Массовые жалобы на конструктивные просчеты с отопителем кабины, слабые проблесковые маяки (практически не видны днем), частый выход из строя сигнально-говорящего устройства ("сирены"), неудобные носилки (из-за чего скоропомощники часто предпочитают их вообще не трогать).

Машина, как и все Газели - безусловно, маркетинговый козырной туз завода ГАЗ. Конкуренции этому фургону в нашей стране, по сути дела нет. Постепенная модернизация идет, но очень медленно.

Другие автомобили скорой помощи на базе ГАЗовских машин. "Соболь" - еще более дешевая машина, чем ГАЗель. Салон имеет существенно меньшую длину и высоту всего 1,5 метра, что делает неудобной работу бригады, особенно с рослыми пациентами. Реанимобиль повыше, но малая длина салона затрудняет реанимационные мероприятия. Дешевизна делает машину популярной среди небогатых частных компаний и в небольших городах.

Специализированные кузова типа "Профайл" на базовом шасси ГАЗель. Машина носит собственный индекс ГАЗ-3986. Проект разработан в содружестве с известной финской фирмой Profile. Исполнение на сегодняшний день - наше.

Рисунок 10. ГАЗ-3986

Используются, как правило, для специализированных бригад - реанимобиль, токсикология и др. Кузов со спецоборудованием может пережить 3-4 шасси, что компенсирует высокую стоимость.

Из существенных недостатков - увеличенные габариты затрудняют маневрирование во дворах, особенно зимой, сокращение срока службы подвески из-за тяжелого кузова.

Рисунок 10. Mercedes 308D

Мерседесы - "табуретки" массово закуплены для московской скорой в начале 90-х годов прошлого века. "Бюджетный" вариант переоборудования привел к тому, что машины славятся жесткостью подвески (задняя подвеска от легкого грузовика, а не специальная), за что их недолюбливают на скорой.К достоинствам можно отнести надежность, экономичный дизель, хотя сегодня эти машины уже порядочно изношены и постепенно списываются.

Рисунок 11. Ford Transit

В последние годы новый Форд Транзит тоже стал базой для создания машины скорой помощи. Он побольше, побыстрее и покачественнее старого.

Используется как государственными (в Питере), так и частными службами скорой помощи. На фото - машина неонатальный реанимобиль (для реанимации новорожденных из Питера)

Рисунок 12. Hyundai H100

В ряде городов используются машины скорой помощи на базе японских и корейских микроавтобусов. В целом это надежные машины с низкими эксплуатационными затратами. Нареканий к ним мало, кроме пожалуй, небольшой высоты медицинского салона (около 1,35 м).

Основное распространение автомобиль скорой помощи на базе Mazda E2200 получил в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Достаточно высокая стоимость базового шасси обусловливает мелкосерийное производство этих машин.

ВАЗ-2131-05 НИВА - полноприводная альтернатива "Волге". Среди достоинств - несколько более высокое качество сборки автомобилей ВАЗ, проходимость, умеренная цена. Малые размеры салона обусловливают использование машины скорее как неоложки, чем как скорой помощи. Расход топлива и шумность - не компенсируют достоинств машины при эксплуатации в городских условиях.

Рисунок 13. ВАЗ-2131-05

Рисунок 14. Skoda Octavia

Шкода Октавия - настоящий автомобиль семейного врача. Заднее сидение складывается по частям, освобождая место для носилок. Единственный существенный недостаток машины, ограничивающий возможности ее приобретения - цена в 20000 евро.

Рисунок 15. ЗИЛ "Бычок"

ЗИЛ "Бычок". Многочисленные опытные модели реанимобиля на его базе так и не превращены в товарный образец. Дело в том, что машина слишком крупна для тесных городских дворов.