2. Принцип действия турбовальных двигателей (тВаД)
Турбовальный двигатель является газотурбинным двигателем непрямой реакции. В отличие от ГТД прямой реакции, эффективная (полезная) работа цикла Le превращается в механическую работу – избыточную мощность турбины компрессора или эффективную мощность свободной (силовой) турбины (СТ) Ne = NСТηСТ, и может быть использована для привода воздушного винта (ВВ) самолета, несущего винта (НВ) вертолета, наземных и водных транспортных средств, электрогенераторов, компрессоров и др. (рис. 1.5).
ТВаД включает в себя (см. рис. 1.5):
– воздухозаборник (ВЗ);
– осевой компрессор (ОК);
– камеру сгорания (КС);
– турбину компрессора (ТК);
– свободную (силовую) турбину (СТ);
– выходное устройство (ВУ).
В cечении н–н – невозмущенный воздушный поток (см. рис. 1.5).
Далее по тракту двигателя происходят следующие процессы:
между сечениями 0–вх – разгон, выравнивание и стабилизация воздушного потока в сужающемся канале ВЗ;
между сечениями вх–к – основное сжатие воздуха за счет подвода к нему механической работы от вращающихся рабочих лопаток компрессора;
между сечениями к–г – подвод тепла к рабочему телу за счет сжигания в воздухе горючего (авиационный керосин, топливный газ);
между сечениями г–ТК – расширение газа в ТК и превращение части энтальпии в крутящий (располагаемый) момент Мт.расп на валу турбины, передаваемый через общий вал на вращение компрессора и привод дополнительных агрегатов;
Рис. 1.5. Изменение параметров рабочего тела по тракту ТВаД
между сечениями ТК–т – расширение газа в СТ и превращение части энтальпии в крутящий (располагаемый) момент МСТ на валу свободной турбины, передаваемый через выходной вал на привод внешних потребителей.
между сечениями т–с – расширение отработавшего газа в ВУ для сброса его в атмосферу.
До сечения н–н (см. рис. 1.5) воздушный поток является невозмущенным. От сечения н–н до сечения вх–вх поток воздуха разгоняется в сужающемся канале ВЗ. Скорость потока с увеличивается. Так как на этом отрезке пути к воздуху не подводится и от него не отводится энергия, то, в соответствии с законом сохранения энергии, увеличение кинетической энергии c2/2 приводит к уменьшению энтальпии потока. Уменьшение энтальпии сопровождается снижением давления и температуры рабочего тела (воздуха).
От сечения вх–вх до сечения к–к к потоку воздуха подводится механическая энергия от вращающихся лопаток ОК. Воздушный поток сжимается, следовательно, возрастает его давление и температура (энтальпия), но рост энтальпии, в основном, идет за счет подводимой механической работы и лишь частично за счет кинетической энергии самого потока, поэтому скорость потока с уменьшается незначительно.
Так как расход воздуха постоянный (Мв = const), а его объем уменьшается за счет существенного увеличения плотности при сжатии, для сохранения неразрывности потока необходимо уменьшать площадь проходного сечения тракта ТРД для исключения значительного снижения скорости потока .
От сечения к–к до сечения г–г к рабочему телу, сжатому в ОК, подводится теплота QКС, выделяющаяся при сжигании в КС топливно-воздушной смеси (ТВС), состоящей из смеси воздуха и авиационного керосина.
Рабочий процесс в КС организован таким образом, что статическое давление остается постоянным, а температура резко возрастает , следовательно, резко возрастает энтальпия за счет подведенной извне энергии (теплоты).
От сечения г–г до сечения ТК–ТК рабочее тело (сжатый и нагретый воздух и газообразные продукты сгорания топлива) расширяется в ТК. Часть энтальпии превращается в крутящий момент Мт.расп на валу ТК, который необходим для привода ОК и вспомогательных агрегатов. Следовательно температура и давление снижаются
Так как ОК сжимает атмосферный (холодный) воздух, а в ГТ расширяется горячий газ, то располагаемая работа, совершаемая расширяющимся газом в ступени ГТ, значительно выше, чем потребная работа сжатия в ступени ОК. Это позволяет одно- духступенчатой ГТ вращать многоступенчатый компрессор.
От сечения ТК–ТК до сечения т–т происходит расширение рабочего тела (газа) в СТ. Часть энтальпии превращается в крутящий момент МСТ. на валу СТ, который необходим для привода внешних потребителей. Следовательно, температура и давление снижаются.
От сечения т–т до сечения с–с происходит расширение рабочего тела (газа) в ВУ. Часть энтальпии превращается в кинетическую энергию . Так как ВУ – энергоизолированная система (отсутствует подвод энергии извне и отвод энергии в окружающую среду), то при расширении газ совершает внешнюю механическую работу по разгону потока, то есть полная энергия рабочего тела не изменяется, но часть энтальпии превращается в кинетическую энергию .
- Оглавление
- Раздел 1 (мод.1). Основы термодинамической работы турбовальных двигателей (тВаД) и процессы, происходящие в отдельных узлах………4
- Раздел 2 (мод. 2). Совместная работа узлов и характеристики тВаД..26
- Раздел 3 (мод. 3). Расчет тВаД…………………………………………….38
- Раздел 1 (мод.1). Основы термодинамической работы турбовальных двигателей (тВаД) и процессы, происходящие в отдельных узлах
- 1. Наземное применение газотурбинных двигателей;
- 2. Принцип действия турбовальных двигателей (тВаД).
- 1. Наземное применение газотурбинных двигателей (гтд)
- 2. Принцип действия турбовальных двигателей (тВаД)
- Контрольные вопрсы:
- 1. Идеальные термодинамические циклы (тВаД);
- 2. Термический кпд идеального цикла.
- 1. Идеальные термодинамические циклы (тВаД)
- 2. Термический кпд идеального цикла тВаД
- Контрольные вопросы:
- 2. Работа действительного цикла
- Внутренняя (индикаторная) работа
- Эффективная работа цикла тВаД
- 3. Эффективный кпд тВаД
- Зависимость
- Контрольные вопросы:
- 1. Преимущества и недостатки тВаД различных схем;
- 2. Особенности конструкции тВаД со свободной турбиной;
- 3. Основные параметры тВаД.
- 1. Преимущества и недостатки тВаД различных схем
- Преимущества и недостатки одновальных тВаД.
- 2. Особенности конструкции тВаД со свободной турбиной
- 3. Основные параметры тВаД
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 (мод. 2). Совместная работа узлов и характеристики тВаД
- 1. Зависимость удельных параметров тВаД от параметров рабочего процесса: ; ;
- 2. Влияние отбора мощности на запас устойчивой работы и основные параметры тВаД.
- 1. Зависимость удельных параметров тВаД от параметров рабочего процесса ;
- 2. Влияние отбора мощности на запас устойчивой работы и основные параметры тВаД
- Отбор мощности в одновальном тВаД
- Отбор мощности в тВаД со свободной турбиной
- Контрольные вопросы:
- 2. Дроссельные характеристики тВаД со свободной турбиной;
- 1. Дроссельные характеристики одновального тВаД
- 2. Дроссельные характеристики тВаД со свободной турбиной
- 3. Климатические характеристики тВаД
- Методы построения эксплуатационных характеристик
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 (мод. 3). Расчет тВаД
- 2. Предварительный расчет тВаД.
- 1. Основные этапы расчета тВаД
- 2. Предварительный расчет тВаД
- Контрольные вопросы:
- 2. Определение основных данных тВаД.
- 1. Определение параметров рабочего тела в характерных сечениях тВаД
- 2. Определение основных параметров тВаД
- Контрольные вопросы:
- 2. Определение частоты вращения роторов тВаД.
- 1. Оценка геометрических параметров характерных сечений тВаД
- 2. Определение частоты вращения роторов
- Контрольные вопросы:
- Библиографический список