logo search
Основы экономики железнодорожного транспорта

Введение

Конспект лекций по основам экономики железнодорожного транспорта посвящен рассмотрению наиболее актуальных проблем экономики и управления железнодорожного транспорта в период его реформирования. В конспекте лекций сохранены и использованы основные концептуальные положения теории, методологии и передовой практики двух отличных последних вузовских учебников «Экономика железнодорожного транспорта», изданных в 1996 году под редакцией В.А. Дмитриева, в 2001 году под редакцией Н.П. Терешиной и др. Основное внимание в конспекте лекций обращено на изменения, которые произошли на железнодорожном транспорте, перспективы его развития. Однако объем этих учебников очень значителен для студентов. Кроме того в них не вошли такие разделы как экономическая безопасность, анализ и оценка действующих экономических транспортных рисков, перспективы развития железнодорожного транспорта в рамках транспортной стратегии России до 2025 года и др. Следует отметить, что каждый учебник стареет быстрее, чем его можно издать с учетом высокой динамики происходящих изменений на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт как основное доминирующее средство, обеспечивающее потребности населения в передвижении учитывая географические масштабы России играет большую роль. Он связывает воедино все отрасли хозяйства России, обеспечивает непрерывность общественного производства и обращения товаров, обеспечивает перевозку населения и является одной из важнейших инфраструктурных отраслей, которые наиболее активно влияет на развитие страны и ее регионов.

Вопросу развития железнодорожного транспорта России постоянно уделялось большое внимание, о чем свидетельствует многочисленные документы царской России, СССР, да и в настоящее время вопрос о его развитии не сходит с повестки дня. Роль железнодорожного транспорта на современном этапе экономического развития, когда оно будет определяться крупнейшими индустриальными комплексами и развитым с/х комплексом, будет возрастать. Это порождает новые проблемы и ставит новые задачи по повышению эффективности транспортного обслуживания всего народного хозяйства и населения с одной стороны и получение максимально возможной прибыли от перевозочного процесса с другой стороны. Для решения задачи развития железнодорожного транспорта необходима увязка с требованиями рыночной экономики (спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство) и с социально-экономической политикой. Поэтому стратегическим направлением будет перестройка работы железнодорожного транспорта на базе новых качественных форм обслуживания и представления транспортных услуг.